Анализ психолого-педагогической литературы

Материалы » Влияние чувства социальной безопасности и тревожности на успешность учения у старших школьников » Анализ психолого-педагогической литературы

Страница 2

К проблеме педагогического сопровождения обращались такие учёные, как Е.А. Александрова, Л.В. Байбородова, И.А. Липский, Е.В. Коротаева, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др. Вместе с тем большинство исследователей подчёркивают, что феномен педагогического сопровождения сегодня требует его осознания в теории и практике на всех ступенях образования.

Министерство образования РФ в 2003 г. выпустило методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. В этом документе, в частности, отмечается, что психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Решение задач психолого-педагогической деятельности не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога и педагога с ребенком - в этом вопросе необходима организация работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим работа по реализации программ психолого-педагогического сопровождения считается продуктивной при интеграции усилий всех субъектов образовательного процесса. В указанных методических рекомендациях была поставлена задача психолого-педагогического сопровождения на уровне дошкольного образования, а именно ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Однако специальных указаний по решению данной задачи с учётом специфики дошкольного возраста в документе не обозначено.

Концепция сопровождения как новая образовательная технология подробно разрабатывалась Е.И. Казаковой. Она предложила следующее определение: сопровождение - это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система.

Ситуации жизненного выбора -множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития. Таким образом, имеется в виду не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения проблемы. Субъектом, или носителем проблемы развития, может выступать сам ребёнок, его родители, педагоги, ближайшее окружение.

Деятельность современных центров и служб сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

- индивидуальное сопровождение детей или семей;

- системное сопровождение, ориентированное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребёнка, а для системы в целом.

Индивидуальная деятельность в образовательных учреждениях предполагает создание условий для выявления потенциальной группы риска и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются.

Системное сопровождение осуществляется в нескольких направлениях:

- участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем с учётом создания наиболее благоприятных условий;

- проектирование новых типов образовательных учреждений;

- создание профилактико-коррекционных программ, нацеленных на преодоление проблем, характерных для многих детей. Данные программы проектируются с учётом специфики современного теоретического понимания проблемы и возможности её разрешения, знания потенциала образовательной системы.

Системное сопровождение семей возможно в форме создания коррекционно-профилактических программ, направленных на преодоление проблем социальной незащищённости детей.

Возможности социально-психологического сопровождения семьи представлены в модели (Приложение 1).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Истерическая женщина по Фрейду
Как известно, психоанализ начал свою историю с попытки понять истерию, это можно наглядно увидеть на примере случаев Анны О., и Доры, анализируемые Фрейдом, гордость истерической структуры характера прекрасно описана Достоевским в его гер ...

Основные коммуникационные жесты и их происхождение
Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны - они хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. Рис. 1. Пожимание плечами. Рис ...

Родительское отношение в зарубежных психологических школах
Существуют разные теоретические подходы к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. В классическом психоанализе 3. Фрейда отношения между ребенком и родителем рассматрив ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru