Теория становления личности Э. Эриксона

Материалы » Теория становления личности Э. Эриксона

Страница 4

Период начального школьного обучения

- это так же начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями каких-либо профессий.

И здесь Эриксон подчеркивает, существенна не только успеваемость в школе, но и поиск личных и коллективных целей, что является базой плодотворного участия в социальной, экономической и политической жизни.

Старший подростковый возраст и ранняя

юностьобразуют пятую стадию становления личности, время глубочайшего кризиса. Детство уходит, и этот внушительный этап приводит к образованию двух полюсов развития: на положительном - идентичность, на отрицательном - ролевое смешение. Цель подростка заключается в том, чтобы объединить все полученные познания о самих себе (какие из них сыновья, дочери, спортсмены, ученики и т.д.) и интегрировать данные обличия в личную идентичность, которая включает осознание, и прошлого, и будущего, которое логически вытекает из него. В основе идентичности по Эриксону можно выделить три элемента:

1. Юношам и девушкам следует чувствовать себя внутренне тождественно саму себе. В таком случае складывается образ самого себя, единый с прошлыми ощущениями и определяющийся в будущем.

2. Окружающие также должны чувствовать тождественность и целостность в личности, т.е. поддержка укрепившегося представления себя со стороны важных людей.

3. Уверенность молодых людей должна возрасти от того, что внутренние и внешние планы его тождественности совпадают. Их оценка себя должна подкрепляться путем межличностного общения с помощью обратной связи. По словам Эриксона, основная составляющая для успешной юности и достижения целостности развивается в детском возрасте. Это совокупность всех прошлых идентификаций ребенка; к ним прибавляются новые, так как выросший ребенок входит в новые социальные группы и приобретает новые мысли о себе. Тождественная идентичность личности, доверие к окружению, автономность, активность и компетентность помогают юноше решить основную задачу, которую ставит перед ним социум - задачу самоопределения, выбора жизненного пути.

Однако есть ряд причин, которые значительно тормозят развитие идентичности:

1. Влияние тех социальных групп, с которыми подростки себя ассоциируют (кинозвезды, артисты и т.д.). Это подавляем саму личность, и ограничивает идентичность.

2. Поиск идентичности может быть достаточно затруднен для конкретных групп общества: например, для женщин, когда их рассматривали как людей второго сорта, социальных меньшинств и т.д.

3. Резкие социальные, политические и технологические повороты вызывают ощущение неясности, тревожности и отрыва от мира. Они угрожают многим традиционным и обыденным ценностям, которые усвоены подростками еще в детском возрасте. Эти условия депривации, неумение достигнуть личной тождественности, влечет за собой кризис идентичности или ролевое смешение. Это всплывает в беспомощности при выборе карьеры или дальнейшего образования. Некоторые подростки переживают ощущение своей бесполезности, бесцельности, стараются как можно дольше не переходить во взрослую жизнь, нечеткое, постоянное состояние тревожности, чувство изолированности и отчужденности. Диффузность идентичности выходить наружу в агрессивном отторжении социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего круга общения молодого человека, в неприязни ко всему отечественному и завышении оценки иностранного, в порывах «стать ничем», если это последний способ самовыражения. Хорошее свойство, связанное с благополучным выходом из кризиса периода юности - верность, т.е. умение подростка быть честным по отношению к своим привязанностям и обещаниям, невзирая на неизбежные противоречия в собственной системе ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 

Еще по теме:

Развитие и формирование личности депривированного ребёнка
Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с близкими взрослыми. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей потом ...

Барьеры массовой коммуникации
Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, тех ...

Возникновение группового тестирования
Следующий этап развития тестирования характеризуется изменением формы поведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом десятилетии ХХ в., были индивидуальными и позволяли вести опыт только с одним испытуемым. Использовать их м ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru