Теория становления личности Э. Эриксона

Материалы » Теория становления личности Э. Эриксона

Страница 2

ВОСЕМЬ СТАДИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: (возраст, психосоциальный кризис)

o Младенчество (до 1 года, базальное доверие - базальное недоверие)

o Раннее детство (1 – 3, автономия - стыд и сомнение)

o Возраст игры (3-6 инициативность – вина)

o Школьный возраст (6-12, трудолюбие – неполноценность)

o Юность (12-19 эго-идентичность - ролевое смешение)

o Молодость (20-25 достижение близости – изоляция)

o Зрелость (26-64 продуктивность – инертность)

o Старость (65 - смерть целостность эго – отчаяние)

Мы рассмотрим первую часть его разделения становления личности - до 17-20 лет. В это время происходит медленное, постепенное развитие основного ядерного образования - идентичности личности.

Личность эволюционирует за счет включения в разные социальные группы (национальность, социальный класс, профессия и т.д.) и переживания своей незыблемой связи с ними. В каждой личностной черте, которая проявляется в определенном возрасте, скрыто глубинное мироощущение ребенка. Это ощущение может быть положительным, связанным с прогрессом развития личности, и отрицательным, вызывающим регресс в развитии. Ребенок вынужден выбрать одно из противоположных отношений - доверие или недоверие к окружающим, активность или бездействие, компетентность или неполноценность и т.д. Когда ребенок определился и зафиксировал какую-либо особенность личности, например, положительную, противопоставленная сторона по-прежнему скрыто существует и может выйти наружу гораздо позднее, когда зрелый человек столкнется со значительным жизненным затруднением.

Таким образом, уровень развития у ребенка чувства доверия к окружающим зависит от размера получаемой им материнской любви. При положительном развитии личности ребенок выберет доверие. Оно доказывается легким кормлением, крепким сном, расслабленностью внутренних органов. Новорожденному мать дает не только молоко и нужную ему заботу, с ней так же связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.

Получается что, чувство доверия не связано с количеством пищи или выражением материнского ухода; вероятнее оно зависит от умения матери передать своему ребенку чувство узнаваемости и непрерывности эмоций. Эриксон выделял: младенец должен доверять не только окружающему миру, но и внутреннему тоже, они должны уметь доверять самим себе. Такое поведение мы можем видеть тогда, когда младенец переживает отсутствие матери, не проявляя сильной тревоги и раздражения. Материнская забота и опека предопределяет «количество веры и надежды, вынесенной из начального жизненного опыта» ребенка. Изучив то, что вызывает кризис 1-го года жизни, Эриксон связывал его с уровнем материнского ухода.

Источником кризиса служит одна из форм депривации - ненадежность, несостоятельность матери и отвержение ею ребенка. Это ведет к развитию у него психосоциальной установки страха, недоверия и переживания за свое благополучия. Эта установка будет всплывать на поверхность на более высоких уровнях личностного развития. В качестве следующего вида депривации Эриксон приводит недостаток материнского внимания, когда ребенок уже не центр внимания для матери. (Когда мать возвращается на работу или появляется второй ребенок).

И, в конце концов, родители, следующие противоречащим друг другу методам воспитания, могут создать для ребенка обстановку неоднозначности, вследствие чего у него зарождается недоверие. Позитивная психосоциальная черта, получаемая за счет удачного решения проблемы «доверия – недоверия» - доверие переходит в способность ребенка надеяться. Это первая веха формирования идентичности в становлении личности.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Модели Гоулмена и Бар – Она
Д. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях Сэловея и Мэйера но добавил к выделенным ими компонентам ещё несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входивши ...

Стили воспитания
Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными (и родовыми) традициями. Здесь мы найдем продолжение тех же стилей воспитания, которые были направлены на ребенка еще в детстве. Семья с высокой рефлексией и отв ...

Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности
Мотивация – это внутренняя детерминация поведения и деятельности. Как движущая сила человеческого поведения она, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: характер, направленн ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru