Смысл учения для старшеклассников

Материалы » Мотивационный комплекс личности » Смысл учения для старшеклассников

Страница 1

Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии; объективные свидетельства взросления — получение паспорта, в 18 лет — гражданское совершеннолетие и получение Гражданских прав; позиция самих одиннадцатиклассников в школе как старших; знакомство с новыми формами обучения (семинары, зачеты и др.) и усложнение в связи с этим учебной деятельности; развертывание зрелой деятельности по самообразованию.

Потребности в поиске смысла своей жизнедеятельности исследователи относят к "свойствам взрослого человека" К. Обуховский [32 С. 112], к внешним потребностям, к первичным человеческим побуждениям А. Маслоу [27 С. 146]. Стремление к поиску смысла жизни – не предмет умственной игры, а вопрос о самой жизни, поиск смысла жизни выступает как насущная потребность С.Франк [37 С. 143].

Смысл отражает "особую субъективность" человеческого сознания, его отношение к осознаваемым объективным явлениям, что связывает проблему формирования личностных смыслов с решением вопроса о том, как, при каких условиях объективные отношения, в которых находится ребёнок, становятся отношениями для него самого (т.е. приобретают для него личностных смысл). Человек не изобретает смысл, а находит его в мире, в объективной действительности (Л.И. Божович, А.Н.Леонтьев, В. Франкл) [3 С. 56].

Смыслами можно обмениваться, что и составляет важнейший механизм педагогического влияния. Исследователи А.В. Иващенко, И.С. Кон, А.В. Петровский и др. [16 С. 89] отмечают, что для юношеского возраста характерны бурно формирующееся самосознание, определяющееся мировоззрение, стремление к личностному самосовершенствованию, приведение в определённую индивидуализированную систему основных ценностных ориентаций. Особенностью этого возраста является повышение восприимчивости к нравственным и эстетическим воздействиям, ответственность за своё поведение, за своё будущее. Школьник начинает заниматься самовоспитанием. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости, значимость познания мира для самопознания и саморазвития самого человека. Почти всегда этому способствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер, что крайне необходимо для самоутверждения личности. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, способность погружаться в себя и в свои переживания.

Потребность в поиске смысла учения возникает в ситуации, в которой учёба в школе воспринимается учащимися в контексте всей их жизни, а не как внешнее, постороннее явление. Этот жизненный контекст может быть актуализирован несколькими способами:

- восприятием учения как инструмента самореализации, самоутверждением в глазах других людей в данный момент жизни старшеклассников;

- прогнозированием роли учения в будущей своей жизнедеятельности, восприятием его как средства, своего рода "лифта" в будущее;

- установлением связи учения с карьерными притязаниями молодого человека;

- отношениями к учению как к средству утверждения в глазах конкретного "значимого другого" (учителя, родителей, любимого человека и др.);

- принятием учения как средства упражнения своих творческих сил, интересом к самому процессу познания, самосовершенствования, саморазвития.

Условия, при которых может быть актуализирована потребность в поиске смысла учения, включают следующее:

1. расширение спектра взаимосвязей и включённостей учебной деятельности в другие сферы жизнедеятельности старшеклассников;

2. восприятие учителем и учащимися учебной успешности ученика, его умением учиться, достигать образовательные цели с позиции жизненных планов перспектив самореализации ученика;

3. актуализация в момент решения наиболее сложных учебных задач, рефлексия смысла учебной деятельности в форме сначала вешнего (с учителем и сверстниками), а затем внутреннего диалоги;

4. выявление старшеклассниками своих новых возможностей, способностей к достижениям благодаря созданию ситуаций успешного преодоления трудностей.

Процесс формирования потребности в целостно – смысловой рефлексии учебной деятельности представляет собой последовательность ситуаций. Среди них:

1. ситуация сомнения в привычных способах отношения к учению и появление желания понять истоки сменившейся учебной позиции;

2. ситуация проявления интереса к размышлению о роли сегодняшнего "школьного" этапа жизни в будущей самореализации;

3. ситуация актуализации потребностей в самообосновании творческой "самоорганизующейся" позиции в учебной деятельности, в том числе тогда, когда это не совпадает со сложившимися в среде сверстников стереотипами;

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Работа социального педагога с семьей во время и после развода
Социальный педагог проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и уст ...

Родительское отношение в зарубежных психологических школах
Существуют разные теоретические подходы к пониманию роли и содержания детско-родительских отношений, сформулированных разными психологическими школами. В классическом психоанализе 3. Фрейда отношения между ребенком и родителем рассматрив ...

Влияние коллективного бессознательного и архетипов на продукты изобразительной деятельности
Поскольку изучения логики бессознательного посредством осознаваемого самим автором содержания каждого рисунка не эффективно, то в реализации данной задачи особое значение приобретают архетипы. Несмотря на то, что анализ рисунков начинаетс ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru