Психолого-педагогические проблемы общения ребенка со сверстниками в старшей группе детского сада

Материалы » Выявление возможностей коррекции общения детей 5–6 лет в условиях детского сада » Психолого-педагогические проблемы общения ребенка со сверстниками в старшей группе детского сада

Страница 2

Обобщая вышесказанное нужно отметить, что в основном выделяют те особенности ребенка, побуждаемые к общению со сверстником, которые характеризуют личностные и деловые мотивы.

Наибольший интерес для нас представляет исследование отношений детей в другой деятельности – игровой, которая является ведущей в рассматриваемом нами дошкольном возрасте.

Исследования социально-психологической структуры детской группы (Я.Л. Коломинский, 1976; Е.И. Кульчитская, 1970, и другие) отмечают наличие в ней: и отдельных игровых объединений, имеющих относительно стабильный характер (микрогрупп) и объединений со скользящим составом членов, и детей, играющих в одиночестве.

Потребность в общении развивается прежде всего на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Дети, конечно, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты. Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее (распределение игрового материала, выбор ролей и т.п.). Внутренний психологический конфликт между ребенком и сверстниками возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, ее сформированностью у ребенка.

Такое разграничение внутреннего конфликта исходит из положения, выдвинутого А.Н. Леонтьевым, о зависимости эффективности деятельности как от ее исполнительской стороны – способов и средств ее осуществления, так и от мотивационной стороны – тех целей и мотивов, ради которых деятельность производится. В связи с этим при несформированности той или иной стороны возникают осложнения и в самом процессе общения. Среди детей с осложнениями в коммуникативной деятельности выделяются малообщительные и открыто конфликтующие дети. В исследовании психологического конфликта дошкольников А.А. Рояк установила, что трудности детей, конфликтующих со сверстниками, вызываются разными по содержанию причинами, которые можно объединить в две основные группы. Первую группу составляют случаи, в которых трудности вызвана недостаточностью у ребенка исполнительской стороны деятельности: игровых умений и навыков, а также неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу). Эти трудности условно названы операционными.

Вторую группу трудностей в общении ребенка со сверстниками составляют случаи, в которых трудности вызваны изменениями мотивационной стороны деятельности: наличием отрицательных мотивов общения (преобладанием у ребенка эгоистических мотивов), вытеснением мотивов общения какими-то другими мотивами и целями, несформированностью мотивов общения со сверстниками. Такие трудности условно названы мотивационными.

Механизмы тех и других трудностей в отношениях различны. При операциональных трудностях объективное неблагополучие ребенка в коллективе порождает субъективное неблагополучие, которое в конечном итоге может завершиться вынужденным отходом от сверстников. При мотивационных трудностях субъективное неблагополучие ребенка (возникающее в связи с отсутствием возможности удовлетворять собственно узкоэгоистические или какие-то личные неэгоэстические потребности) приводит к его объективному неблагополучию в коллективе. В некоторых случаях оно завершается добровольным отходом от сверстников.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания
Условия труда медицинских работников обладают некоторой спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания. В настоящее время медицина поднялась до уровня осознания биомедицинских проблем этическог ...

Образ как продукт психики
Явления психической реальности давно интересовали человечество от самых обычных людей до гениальных исследователей жизни. Объяснять очевидные, данные в непосредственном опыте вещи, продукты психической реальности, пытались философы, мисти ...

Личность учителя как инструмент педагогической деятельности
Профессия учителя относится к числу так называемых помогающих профессий. Учитель строит особые отношения с учеником – помогающие. Вот что пишет о помогающих отношениях К.Роджерс: “Это отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru