Обучение как целенаправленный процесс развития личности

Материалы » Воспитание и развитие личности » Обучение как целенаправленный процесс развития личности

Страница 1

Под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений.

Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и умение свободно и логично воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения: понятия, правила, залы, выводы и т.д.

Умение - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Под способностями следует понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой — обусловливают высокую степень успешности этой деятельности.

Способности - это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности. Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям относятся такие, как трудолюбие, настойчивость, целеустремленность в работе и др. Специальные способности основаны на природных задатках (феноменальная память, хорошие вокальные данные, музыкальный слух и т.д.).

В качестве важнейших задач обучения выступают следующие:

▪ стимулирование познавательной активности учащихся;

▪ организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками;

▪ развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и дарований;

▪ формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

▪ выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков;

▪ формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование).

В процессе обучения выделяются следующие структурные компоненты:

1. целевой;

2. потребностно-мотивационный;

3. содержательный;

4. операционно-деятелъностный;

5. эмоционально-волевой;

6. контрольно-регулировочный;

7. оценочно-результативный.

Рассмотрим каждый из них:

1) Организация обучения связана прежде всего с четким определением его целей учителем, осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения есть не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение (прогнозирование) его конечных результатов, т.е. того, к чему конкретно должны стремиться педагог и учащиеся.

В процессе обучения вообще и на каждом отдельном занятии в частности решаются три группы взаимосвязанных целей. К первой из них относятся цели обучающие (овладение знаниями, выработка умений и навыков); ко второй - цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей); к третьей – цели воспитательные (овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями, формирование взглядов, убеждений и т.д.).

2) Огромная стимулирующая роль потребностей и мотивов деятельности в развитии личности в обучении. Овладение изучаемым материалом и развитие учащихся происходит только тогда, когда побуждаемые потребностями в учении, они проявляют высокую учебно-познавательную активность. В этом отношении весьма глубокий смысл имеет мысль выдающегося французского физика Б.Паскаля: ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. Этим "факелом" и являются потребности учащихся в активном овладении изучаемым материалом. Как же их возбуждать и формировать?

Известный российский дидакт М.А. Данилов утверждал, что движущей силой учения и возбуждения потребности в овладении изучаемым материалом является переживание учащимися внутренних противоречий между знанием и незнанием, между возникающими у них познавательными вопросами и проблемами и недостатком наличных знаний для их решения.

Для того чтобы приводить в действие эту "движущую силу" и формировать у учащихся потребность в учении необходимо:

• создавать в процессе обучения проблемные ситуации, для решения которых необходимо овладеть новыми знаниями;

• ставить познавательные вопросы, решить которые учащиеся могут только изучив новый материал;

• использовать демонстрацию учебно-наглядных пособий и технических средств обучения, побуждающих учащихся к размышлению и осмыслению новых знаний;

• побуждать учащихся к анализу излагаемых фактов и примеров по изучаемому материалу и к формированию обобщающих выводов и теоретических понятий.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Психодиагностическая беседа
Возможность единения рисуночной («невербальной») продукции субъекта с вербальной само по себе расширяет возможности работы психолога по линии единения сознательной и бессознательной сфер психики индивида. Конкретный диалог позволяет не уп ...

Ролевые позиции тренера
Анализ литературы, посвященной проблеме мастерства тренера по футболу, позволяет выделить основные ролевые позиции, определяющие педагогические закономерности в его деятельности. Tpенеp — теоретик и практик. А. С Макаренко говорил, что у ...

Эмоциональность как параметр темперамента
В эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркие индивидуальные различия. Все особенности личности, ее характера и интеллекта, ее интересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге эмоций и чувств. [15 ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru