Поведение детей старшего дошкольного возраста как форма отражения отношений с взрослыми в работах И.В. Дубровиной

Материалы » Влияние отношения и оценки взрослых на развитие общения детей старшего дошкольного возраста в работах отечественных ученых » Поведение детей старшего дошкольного возраста как форма отражения отношений с взрослыми в работах И.В. Дубровиной

Страница 2

Осложнения психического и личностного развития ребенка обусловлены, как правило, двумя факторами:

1) ошибками воспитания;

2) определенной незрелостью или минимальными поражениями нервной системы.

Зачастую оба этих фактора действуют одновременно, поскольку р0Слые нередко недооценивают или игнорируют (а иногда и вовсе ,е знают) те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями. Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить соответствующие пути коррекционной работы с ним. Для этого необходимо ясно представлять себе симптоматику указанных выше нарушений психического развития детей, знание которой позволит психологу не только правильно построить работу с ребенком, но и определить, не переходят ли те или иные осложнения в болезненные формы, требующие квалифицированной медицинской помощи.

Напомню еще раз, что речь пойдет о тех нарушениях поведения дошкольников, которые свойственны обычным детям, чье развитие происходит в рамках нормы. Тем не менее, нельзя забывать и о том, что каждое такое нарушение имеет в своей основе не только педагогические просчеты взрослых, но и определенную слабость центральной нервной системы, обусловленную как ее возрастной незрелостью, так и весьма нередкими случаями минимальных мозговых поражений вследствие неблагополучного протекания беременности или родов, обычно преодолеваемыми при правильном воспитании к 7-8 годам.

Работа с детьми, имеющими те или иные нарушения поведения, может осуществляться в разных формах. Одним из наиболее популярных сегодня методов является психотерапевтическая работа с группой детей, поведение которых характеризуется определенной трудностью. Однако сами по себе занятия в группе не способны изменить тип поведения ребенка, они могут лишь «раскачать» ситуацию, обострить и выявить истинную проблему, лежащую в основе возникшего осложнения. Дальнейшая работа с ребенком по формированию у него желательного типа поведения ложится на плечи тех взрослых, которые изо Дня в день ухаживают за ребенком, общаются с ним, т. е. на его родителей и воспитателей. Психолог же задает основное направление этой Работы, определяет общую тактику, корректирует и регулирует ход воспитательного процесса, оказывая постоянную консультативную помощь.

Детям дошкольного возраста свойственна агрессия. Переживания и разочарования ребенка, которые взрослым кажутся мелкими и незначительными, оказываются очень острыми для него, в силу еще несформированной нервной системы, поэтому наиболее удовлетворительным для ребенка решением может оказаться физическая реакция, особенно при ограничении ребенка к самовыражению.

Дубровина И.В. выделяет две наиболее частые причины агрессивности.

1. Боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения. Чем сильнее страх, тем сильнее идет выплеск агрессии;

2. Пережитая обида, душевная травма, случаи нападения. Чаще всего страх появляется, если нарушены социальные отношения между ребенком и взрослыми.

Физическая агрессия может выражаться в драках, в форме разрушения чего – либо, каких – либо вещей. Дети рвут книги, разбрасывают, ломают, поджигают нужные вещи и игрушки. Случается, что агрессия и разрушительность совпадают, тогда ребенок кидается вещами и игрушками в детей или взрослых. Такое поведение в любом случае мотивировано потребностью во внимании и общении.

Агрессия не всегда проявляется физическими действиями. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (ругаются, дразнят, оскорбляют). За таким поведением обычно прослеживается которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за собственные обиды. Иногда дети ругаются совершенно не понимая значения слов. В других случаях ребенок, не понимая смысла бранного слова, использует его, с целью огорчить взрослых или досадить кому-либо. Бывает, что брань является средством выражения эмоций в неожиданных ситуациях: ребенок упал, расшибся, его дразнили или задели.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Особенности проявления психологической защиты
Во время анализа и обсуждения рисуночного материала необходимо обязательно учитывать такое проявление личности, как психологическая защита. Основные формы психологической защиты по Фрейду: вытеснение, сублимация, идентификация, перенесени ...

Факторы, способствующие и препятствующие внедрению нового
Вполне естественными препятствиями для распространения нового служат некоторые межгрупповые механизмы группового восприятия: стереотипизация, идентификация, децентрация, хорошо описанные В.С. Агеевым (Агеев, 1989). Идентификация – процес ...

Оценка роли позитивизма в истории психологии: многозначность подходов
Среди современных методологических проблем, обсуждаемых в отечественной психологии, одной из наиболее актуальных является оценка меры влияния позитивизма на формирование психологии как науки. В многочисленных дискуссиях на страницах веду ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru