Детско-родительские отношения на разных уровнях развития обществ

Материалы » Влияние детско-родительских отношений на профессиональный выбор подростка » Детско-родительские отношения на разных уровнях развития обществ

Страница 2

Если в постфигуративной культуре молодые люди, как бы не относились к старшему поколению, знают, что со временем станут такими же как они, то в кофигуративной культуре поколение родителей представляет собой прошлое, которое дети никогда не повторят.

Кофигуративное общество в простейшей форме – это общество, в котором отсутствуют деды (поколение "пра"). С удалением поколения дедов из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт сокращается на поколение, а связи с прошлым ослабевают. Нуклеарная семья, то есть состоящая только из родителей и детей, представляет собой очень гибкую социальную группу, каждое следующее поколение должно занимать новые жизненные позиции. В больших организациях, от которых требуется быстрая изменчивость исходя из существующих вовне условий, одно из социальных выражений изменчивости, гибкости, заключается в уходе на пенсию сотрудников. Устранение всех тех сотрудников, которые своей личностью, памятью, неменяющимся стилем отношения к молодым работникам укрепляют и поддерживают устаревшее, аналогично по характеру устранению дедов из семейного круга.

Подросток в кофигуративной культуре играет свою четко определенную и ограниченную роль перед младшими, возникает кофигурация, при которой те, кто служит примером, всего на несколько лет старше тех, кто у них учится.

Для постфигуративной культуры свойственен консерватизм в воспитании детей, так как младшими детьми занимаются более старшие дети, а младший ребенок очень близок к непосредственному прошлому своего воспитателя. При воспитании детей особое значение придается только некоторым возрастным периодам созревания ребенка.

В обществах, в которых в процесс воспитания включены специальные образовательные, воспитательные институты, культурные традиции значительно изменяются. Старшие дети отделяются от непрерывного усвоения традиционных умений, попадают под руководство учителей, которые владеют иным, новым, другим стилем и способом обучения. Естественно, что в таком случае младшими детьми занимается мать. Мать и отец, имея и другие обязанности, более требовательны к детям, менее терпимы с зависимым инфантильным положением детей. Но главное, что пример, который подают родители своим детям, сложен и требует усвоения большего числа навыков.

В кофигуративном обществе ребенок, выросший в нуклеарной семье, знает, что его родители отличаются от своих родителей и что, когда он вырастет, будет отличаться от своих.

В современных обществах этот прогноз дополняется другим: образование, полученное в детстве, частично подготавливает ребенка для членства в группах, отличных от семьи. Вместе взятое, - жизнь в изменяющейся нуклеарной семье и опыт, полученный в других группах, - приводит к осознанию ребенком того, что он живет в непрерывно меняющемся мире. Однако, живя в обществе с большой социальной мобильностью, молодое поколение, тем не менее, сталкивается с определенными ценностями, разделяемыми большинством взрослых двух старших поколений, и эти незыблемые убеждения воспринимаются некритически, точно также как в постфигуративном обществе. Дети воспитываются в духе установки на изменения в пределах неизменного, то есть ценности молодого поколения не могут качественно отличаться от ценностей старших, отличие рассматривается как угроза любым ценностям родительского поколения, "ценностям, утверждаемым с постфигуративным пылом". Но появление новых возможностей, новых технологий, форм социальных учреждений неизбежно ведут к изменениям в характере культуры, к возникновению новых механизмов изменения и передачи культуры, принципиально отличающихся от постфигуративной и кофигуративной.

Новую культурную форму М.Мид называет префигурацией. Дети в префигуративном обществе стоят перед лицом будущего, которое настолько неизвестно, что им невозможно управлять, осуществляя изменения в одном поколении с помощью кофигураций, в рамках культуры, контролируемой старшими и несущей в себе много постфигуративных элементов.

При кофигуративных механизмах передачи культуры и широкое признание возможностей быстрого изменения, всегда есть взрослые, опыт которых больше, чем знания и опыт любого молодого человека. Когда же у молодых людей, имеющих возможность использования новых коммуникаций, компьютерных технологий и прочего, возникает общность опыта, которого не было и никогда не будет у старших. Появляется разрыв между поколениями, "он глобален и всеобщ". То есть старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга. Дети вырастают в мире, которого не знали старшие, но некоторые предвидели, что так будет. Они являются предвестниками префигуративной культуры будущего, в котором предстоящее неизвестно.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Понятие о личности в психологии. Проблема развития личности ребенка–дошкольника
Личность – человек, который в процессе социализации усваивает систему норм и ценностей, правил существующих в обществе. Индивид (низший) - принадлежность человека к человеческому роду. Индивидом человек рождается. Субъект – человек, вк ...

Психологическое обеспечение спортивной деятельности
Современный уровень развития спорта, а соответственно и уровень спортивных результатов, ставит перед всеми науками, в том числе и перед психологией, ряд проблем, требующих отхода от устоявшихся представлений и стандартных решений. Одной и ...

Недостатки характера у детей и подростков
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в прочетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Час ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru