Детско-родительские отношения на разных уровнях развития обществ
подростковый эмоциональный межличностный профессиональный
Родительское отношение к ребенку представляет собой культурно – исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей [6]. М.Мид, американский этнограф, занималась антропологическими исследованиями образа жизни и культуры различных народов. Одна из основных изучаемых ею тем – этнография детства, раскрывающая закономерности развития и воспитания детей и подростков в зависимости от этнографических и социальных особенностей образа жизни народов. В связи с этим ею было выделено 3 типа культур:
· постфигуративная, где дети прежде всего учатся у своих предшественников;
· кофигуративная, где дети и взрослые учатся у своих сверстников;
· префигуративная, где взрослые учатся у своих детей.
Постфигуративная культура – это такая культура, где каждое изменение в обществе происходит настолько медленно и незаметно, что представители более старшего поколения не представляют никакого другого будущего своих детей и внуков, отличающегося от их собственного прошлого. "Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения". Постфигуративная культура зависит реального присутствия в обществе представителей трех поколений. Сохранение этого типа зависит от установок стариков, которые оставляют "неисправимый след" в сознании молодого поколения. Воспитание детей в постфигуративной культуре зависит от того, как воспитывались родители. То есть детей воспитывают по принципу: жизнь родителей оказывается постфигуративной моделью для их собственной жизни. Знания и навыки, характерные для данного типа общества, передаются ребенку так рано, беспрекословно и надежно, что у ребенка не возникает сомнений в понимании собственной личности, своей судьбы. Вся система постфигуративного общества существует как данность, здесь и сейчас, не зависит ни от каких объяснений, толкований прошлого, которые разделялись бы теми, кто эти толкования слушает. Они слушают их с момента рождения и воспринимают как незыблемую реальность. У молодого поколения не возникают вопросы о сути своей жизни, о том, как жить, чем заниматься. Ответы на эти вопросы считаются предрешенными.
В течение веков детей воспитывают методами, выработанными культурой. Различия между детьми проводятся по их индивидуальным особенностям, которые принимаются за некоторые универсальные категории, приложимые в той или иной мере к ребенку. Например, есть дети послушные и непослушные, добродетельные и рассудительные, и наоборот. Решение, к какой группе отнести ребенка, принимается в раннем детстве безотносительно к тому, верно это или нет, принимается на всю его жизнь.
В любой системе воспитания должны быть способы разрешения конфликтов, возникающих в подростковом возрасте. И в постфигуративной культуре есть такие приемы, которые заключаются в привлечении детей к исполнению взрослых ролей (например, участие в охоте у мальчиков). И когда ребенок осваивает искусство добывания пищи (средств к существованию), он имеет право обзавестись семьей.
Также применяются методы для того, чтобы "примерить детей с отсрочкой их взрослости". Это предоставление возможности группироваться, не следить за своей гигиеной и внешностью, не подчиняться дисциплине; это когда мальчиков отдают на воспитание к родственникам, чтобы отлучить от сурового воспитания отца; это попытки избегать всякого рода ссор, и физические наказания и др.
В культуре, где отсутствует идея любого нововведения, иногда возникают случаи, при которых в обществе выделяются особенные дети. Совпадение природной одаренности, силы темперамента и установок социального окружения способствуют прорыву мечтаний и прозрения особенного развивающегося отдельного человека. И это может привести к возникновению новых форм данной культуры. Подобное сохранение непосредственности ребенка происходит очень редко в системе, воспроизводящей конформизм и повторение прошлого.
Различные формы постфигуративной культуры представлены на всех фазах истории человечества.
Кофигуративная культура – это культура, в которой молодое поколение учится старому от родителей, а новому от своих сверстников. При этом старшие по возрасту по-прежнему определяют стиль кофигурации, устанавливают ее проявления в поведении молодых людей. Поведение при кофигуративном стиле уже не так сильно связано с рождением в данном обществе, оно уже скорее нечто приобретенное, нежели врожденное. Родители не могут служить живым примером в поведении, присущем их возрасту. Молодое поколение должно вырабатывать свои новые стили поведения и служить образцом для своих сверстников.
Еще по теме:
Становление механизма смыслового восприятия речи
Эволюция речевого мышления базируется на формировании скрытого механизма внутренней речи. Как же протекает становление механизма смыслового восприятия речи? Ответом на это вопрос могут служить результаты экспериментов, проведённых докторо ...
Механизм грамматического структурирования в речевой
деятельности ребенка дошкольного возраста
На основе исследований, обозначенных выше, можно следующим образом представить функционирование грамматического компонента языковой способности в речевой деятельности. Речевая деятельность — это речь, направленная на достижение определенн ...
Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентности
Делинквентное поведение подростков - почти всегда результат неправильного воспитания. Неправильное воспитание - это недостаточное или чрезмерное. Его характеризуют два основных стиля: тепличной опеки и холодной отверженности. У благополуч ...