Детско-родительские отношения на разных уровнях развития обществ

Материалы » Влияние детско-родительских отношений на профессиональный выбор подростка » Детско-родительские отношения на разных уровнях развития обществ

Страница 1

подростковый эмоциональный межличностный профессиональный

Родительское отношение к ребенку представляет собой культурно – исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей [6]. М.Мид, американский этнограф, занималась антропологическими исследованиями образа жизни и культуры различных народов. Одна из основных изучаемых ею тем – этнография детства, раскрывающая закономерности развития и воспитания детей и подростков в зависимости от этнографических и социальных особенностей образа жизни народов. В связи с этим ею было выделено 3 типа культур:

· постфигуративная, где дети прежде всего учатся у своих предшественников;

· кофигуративная, где дети и взрослые учатся у своих сверстников;

· префигуративная, где взрослые учатся у своих детей.

Постфигуративная культура – это такая культура, где каждое изменение в обществе происходит настолько медленно и незаметно, что представители более старшего поколения не представляют никакого другого будущего своих детей и внуков, отличающегося от их собственного прошлого. "Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения". Постфигуративная культура зависит реального присутствия в обществе представителей трех поколений. Сохранение этого типа зависит от установок стариков, которые оставляют "неисправимый след" в сознании молодого поколения. Воспитание детей в постфигуративной культуре зависит от того, как воспитывались родители. То есть детей воспитывают по принципу: жизнь родителей оказывается постфигуративной моделью для их собственной жизни. Знания и навыки, характерные для данного типа общества, передаются ребенку так рано, беспрекословно и надежно, что у ребенка не возникает сомнений в понимании собственной личности, своей судьбы. Вся система постфигуративного общества существует как данность, здесь и сейчас, не зависит ни от каких объяснений, толкований прошлого, которые разделялись бы теми, кто эти толкования слушает. Они слушают их с момента рождения и воспринимают как незыблемую реальность. У молодого поколения не возникают вопросы о сути своей жизни, о том, как жить, чем заниматься. Ответы на эти вопросы считаются предрешенными.

В течение веков детей воспитывают методами, выработанными культурой. Различия между детьми проводятся по их индивидуальным особенностям, которые принимаются за некоторые универсальные категории, приложимые в той или иной мере к ребенку. Например, есть дети послушные и непослушные, добродетельные и рассудительные, и наоборот. Решение, к какой группе отнести ребенка, принимается в раннем детстве безотносительно к тому, верно это или нет, принимается на всю его жизнь.

В любой системе воспитания должны быть способы разрешения конфликтов, возникающих в подростковом возрасте. И в постфигуративной культуре есть такие приемы, которые заключаются в привлечении детей к исполнению взрослых ролей (например, участие в охоте у мальчиков). И когда ребенок осваивает искусство добывания пищи (средств к существованию), он имеет право обзавестись семьей.

Также применяются методы для того, чтобы "примерить детей с отсрочкой их взрослости". Это предоставление возможности группироваться, не следить за своей гигиеной и внешностью, не подчиняться дисциплине; это когда мальчиков отдают на воспитание к родственникам, чтобы отлучить от сурового воспитания отца; это попытки избегать всякого рода ссор, и физические наказания и др.

В культуре, где отсутствует идея любого нововведения, иногда возникают случаи, при которых в обществе выделяются особенные дети. Совпадение природной одаренности, силы темперамента и установок социального окружения способствуют прорыву мечтаний и прозрения особенного развивающегося отдельного человека. И это может привести к возникновению новых форм данной культуры. Подобное сохранение непосредственности ребенка происходит очень редко в системе, воспроизводящей конформизм и повторение прошлого.

Различные формы постфигуративной культуры представлены на всех фазах истории человечества.

Кофигуративная культура – это культура, в которой молодое поколение учится старому от родителей, а новому от своих сверстников. При этом старшие по возрасту по-прежнему определяют стиль кофигурации, устанавливают ее проявления в поведении молодых людей. Поведение при кофигуративном стиле уже не так сильно связано с рождением в данном обществе, оно уже скорее нечто приобретенное, нежели врожденное. Родители не могут служить живым примером в поведении, присущем их возрасту. Молодое поколение должно вырабатывать свои новые стили поведения и служить образцом для своих сверстников.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Младший школьный возраст
Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каж ...

Виды причинности в психологии
Одним из доступных вариантов определения видов причинности, на наш взгляд, является экспликация данных видов из теории мотивации. «Сущность любой психологической теории, - как отмечает А.Б. Орлов, - особенно отчетливо проявляется при реш ...

Основные психологические аспекты понятий " семья" и " брак"
Брак - это исторически изменяющаяся форма отношений между мужем и женой, на основании чего упорядочивается их половую жизнь и усматривает их супружеские права и обязанности [18]. Семья - более сложная система взаимоотношений, чем, брак, ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru