Саморегуляция личности юриста в процессе оценивания и оценки

Материалы » Психология правового обучения и оценки » Саморегуляция личности юриста в процессе оценивания и оценки

Страница 1

Исключительная профессиональная ответственность и социальная значимость правового оценивания и правовых оценок, которые реализует каждый юрист в своей профессиональной деятельности, обязывает искать и разрабатывать различные психотехники для устойчивой саморегуляции личности. Это становится еще более необходимым по той причине, что правовое оценивание и правовая оценка реализуются при наличии двух видов сложных условий.

Первый вид сложный и трудный, потому что это социально-психические условия: допрос обвиняемого, социально-психический климат судебной аудитории, оценивание на месте жертв преступной деятельности и т.д.

Второй вид условий – лично-психические. Независимо от профессиональной подготовки и квалификации, профессионального и житейского опыта и рутинной работы, существуют многочисленные психические характеристики, которые могут быть приняты за личностно-психические. Основные из них - это социально-психическая адаптационная способность, степень развития социально-психической адаптации личности, ее конкретные психические состояния, правовые интеллектуальные возможности, способности и умения в саморегуляции эмоциональной и волевой сфер, содержание и характер профессиональных и социальных отношений и общения, конформность и лидерство и др.

В основе саморегуляции в правовом оценивании и оценке находятся два основных психических свойства (качества личности): степень развития способностей и умений обучения самоконтролю и степень развития самооценки. Согласно М.Дж. Махони и Д.Б. Арнкову самоконтроль – это «социальный этикет, дифференциально приложенный к некоторым поведенческим моделям» [13]. Л. Десев определяет самоконтороль как «одну из функций саморегулирования или авторегуляция, то есть овладевание собственным поведением» [14]. И оба определения могут классифицироваться как односторонние, потому что подтверждают, что самоконтроль относится только к человеческому поведению. А остальные человеческие психические характеристики, такие, как самоконтроль мышления, эмоций, воли?

В нашем случае самоконтроль при правовом оценивании и формулировании правовой оценки обеспечивает оптимальное протекание познавательных психических процессов и проявление психических свойств и качеств, как и в случае мыслительных операций, посредством оптимизированного возбуждения внимания, что играет роль организатора, стабилизирующего и контролирующего человеческую психику в рамках определенного временного промежутка.

Можно предположить, что реализация саморегулятивного процесса связана прямо или косвенно с правовыми потребностями, интересами, целями и мотивацией для их достижения. Л. Десев осуществляет попытку описания этапов в развитии саморегуляции и контроля. Первый этап – отсутствие проверки. Второй – полный самоконтроль, при котором человек проверяет себя через повторение. Третий – избирательный самоконтроль с проверкой воспроизведения главного. Четвертый – очевидное отсутствие самоконтроля, осуществляемого на основе определенных «знаков» [15].

Вторая основа саморегуляции, но не по степени важности, - это самооценка. Один из величайших американских психологов Уильям Джеймс, который создал теорию психической функциональности и теорию эмоций, известную как теорию Джеймса-Ланге об эмоциях, разработал формулу для самооценки:

успехи

Самооценка = -------------

претензии

Самооценка личности находится в прямо пропорциональной зависимости от ее успехов и в обратно пропорциональной зависимости от ее претензий… Субъект «взвешивает свои собственные силы относительно требований окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставит перед собой цели и задачи … становится действительным регулятором движения и поведения человека в этой системе. Посредством нее саморегулируется и самоуправляется поведение человека» [16].

Определение понятия правовая саморегуляция личности юриста. Правовая саморегуляция личности юриста – это сформированные в процессе профессиональной деятельности, отношений, общении, поведении, посредством интеллектуальной сферы и особенно мышления, эмоций, воли, психических состояний способности и умения в самоконтроле и самооценке для достижения социального гомеостазиса (равновесия, выравнивания, согласования) между юристом и окружающей социальной и правовой средой, также между ним и отдельными личностями.

«Вы видите то, во что верите» в процессе правового оценивания, правовых оценок и самооценок

Слова в кавычках из этого заглавия принадлежат одному из самых известных американских психотерапевтов Уэйну Дайеру. Мы используем его практические советы, которые будут нами интерпретированы для обогащения психического опыта и «умения» при правовом оценивании и оценке.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Этапы развития изобразительных способностей
В начале ХХ века биогенетический закон Э. Геккеля (Онтогенез представляет собой краткое и быстрое повторение филогенеза) становится общепринятой концепцией в понимании проблем детской и педагогической психологии. Изобразительная деятельно ...

Общее понятие о механизмах психологических защит личности
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности& ...

Характеристика детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. [23, с.73] Ребенок быстро прибавля ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru