Саморегуляция личности юриста в процессе оценивания и оценки

Материалы » Психология правового обучения и оценки » Саморегуляция личности юриста в процессе оценивания и оценки

Страница 1

Исключительная профессиональная ответственность и социальная значимость правового оценивания и правовых оценок, которые реализует каждый юрист в своей профессиональной деятельности, обязывает искать и разрабатывать различные психотехники для устойчивой саморегуляции личности. Это становится еще более необходимым по той причине, что правовое оценивание и правовая оценка реализуются при наличии двух видов сложных условий.

Первый вид сложный и трудный, потому что это социально-психические условия: допрос обвиняемого, социально-психический климат судебной аудитории, оценивание на месте жертв преступной деятельности и т.д.

Второй вид условий – лично-психические. Независимо от профессиональной подготовки и квалификации, профессионального и житейского опыта и рутинной работы, существуют многочисленные психические характеристики, которые могут быть приняты за личностно-психические. Основные из них - это социально-психическая адаптационная способность, степень развития социально-психической адаптации личности, ее конкретные психические состояния, правовые интеллектуальные возможности, способности и умения в саморегуляции эмоциональной и волевой сфер, содержание и характер профессиональных и социальных отношений и общения, конформность и лидерство и др.

В основе саморегуляции в правовом оценивании и оценке находятся два основных психических свойства (качества личности): степень развития способностей и умений обучения самоконтролю и степень развития самооценки. Согласно М.Дж. Махони и Д.Б. Арнкову самоконтроль – это «социальный этикет, дифференциально приложенный к некоторым поведенческим моделям» [13]. Л. Десев определяет самоконтороль как «одну из функций саморегулирования или авторегуляция, то есть овладевание собственным поведением» [14]. И оба определения могут классифицироваться как односторонние, потому что подтверждают, что самоконтроль относится только к человеческому поведению. А остальные человеческие психические характеристики, такие, как самоконтроль мышления, эмоций, воли?

В нашем случае самоконтроль при правовом оценивании и формулировании правовой оценки обеспечивает оптимальное протекание познавательных психических процессов и проявление психических свойств и качеств, как и в случае мыслительных операций, посредством оптимизированного возбуждения внимания, что играет роль организатора, стабилизирующего и контролирующего человеческую психику в рамках определенного временного промежутка.

Можно предположить, что реализация саморегулятивного процесса связана прямо или косвенно с правовыми потребностями, интересами, целями и мотивацией для их достижения. Л. Десев осуществляет попытку описания этапов в развитии саморегуляции и контроля. Первый этап – отсутствие проверки. Второй – полный самоконтроль, при котором человек проверяет себя через повторение. Третий – избирательный самоконтроль с проверкой воспроизведения главного. Четвертый – очевидное отсутствие самоконтроля, осуществляемого на основе определенных «знаков» [15].

Вторая основа саморегуляции, но не по степени важности, - это самооценка. Один из величайших американских психологов Уильям Джеймс, который создал теорию психической функциональности и теорию эмоций, известную как теорию Джеймса-Ланге об эмоциях, разработал формулу для самооценки:

успехи

Самооценка = -------------

претензии

Самооценка личности находится в прямо пропорциональной зависимости от ее успехов и в обратно пропорциональной зависимости от ее претензий… Субъект «взвешивает свои собственные силы относительно требований окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставит перед собой цели и задачи … становится действительным регулятором движения и поведения человека в этой системе. Посредством нее саморегулируется и самоуправляется поведение человека» [16].

Определение понятия правовая саморегуляция личности юриста. Правовая саморегуляция личности юриста – это сформированные в процессе профессиональной деятельности, отношений, общении, поведении, посредством интеллектуальной сферы и особенно мышления, эмоций, воли, психических состояний способности и умения в самоконтроле и самооценке для достижения социального гомеостазиса (равновесия, выравнивания, согласования) между юристом и окружающей социальной и правовой средой, также между ним и отдельными личностями.

«Вы видите то, во что верите» в процессе правового оценивания, правовых оценок и самооценок

Слова в кавычках из этого заглавия принадлежат одному из самых известных американских психотерапевтов Уэйну Дайеру. Мы используем его практические советы, которые будут нами интерпретированы для обогащения психического опыта и «умения» при правовом оценивании и оценке.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Социальная психология личности
Весь ход предшествующих рассуждений приводит нас к необходимости рассмотреть теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако прежде чем начать анализ этих проблем, необходимо уточнить тот «разрез», кот ...

Младший школьный возраст
Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каж ...

Особенности развития эмоциональной сферы детей, воспитывающихся вне семьи
Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально-волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоор ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru