Мотивация педагогической деятельности
Тип направленности связан с мотивами выбора педагогической профессии. Абитуриента в пединституте часто привлекает учебный процесс, которой он хочет себя посвятить. Н.В.Кузьмина
[25] исследовала мотивы выбора педагогической профессии у учителей с различным уровнем продуктивности в учебной и в воспитательной работе. По данным общей выборочной совокупности ведущими мотивами выбора педагогической профессии являются: привлекала работа по любимому предмету, работа с детьми, молодёжью. На основании распределения ответов можно сделать вывод, что для подавляющего большинства педагогов типичной является истинно педагогическая направленность: работа с детьми, молодёжью, возможность заниматься любимым предметом; «считал, что имею педагогические способности»; «привлекала общественная важность труда учителя»; выбор профессии обусловился рекомендацией любимого учителя»; «стремлением подражать ему».
Профессиональная направленность формируется под влиянием разных событий общественной жизни в школе и семье, чтения периодической печати, художественной, научно – фантастической и политической литературы, просмотры кинофильмов и воздействия личности учителя, изучения учебных предметов. Педагогические способности могут формироваться независимо от педагогической направленности, т.е. они смогут быть развиты у людей, которые хотят приобрести педагогическую профессию, и наоборот, недостаточно развиты у тех, кто её выбирает. Учителя, знающие интересы и склонности своих учащихся, могут многое сделать для того, чтобы помочь им найти себя, разгадать их способности и средствами своего примера, специальных примеров, системой специальных заданий развить способности, сформировать объективную направленность
[25].
Также заслуживает внимания мотивационно – смысловая подструктура личности педагога, которая обеспечивается наличием смыслообразующих мотивов, которые выступают непосредственной внутренней побудительной силой активности субъекта, функционирующей на основе присрастного отношения личности к самой деятельности.
Смыслообразующие любую профессиональную деятельность, в том числе и деятельность педагогическую, мотивы могут быть объединены в группы:
- социальные;
- материальные;
- собственно профессиональные;
- самосовершенствования, самосоздания;
- самозащиты, самосохранения.
Группа социальных мотивов основана на осознании себя как члена общества с присущей обязанностью трудиться на благо общества и предполагающей собственное саморазвитие как гражданина. Оптимальный смыслообразующий эффект деятельности достигается этой группой мотивов при сочетании общественного и личностного смысла труда. К числу социальных мотивов могут быть отнесены мотивы, связанные с осознанием своего предназначения способствовать социальному благополучию, необходимости внести свой вклад в развитие общества, государства и мотивы более частного порядка, например, потребность в общественном признании. Мотивы частного порядка имеют социальную значимость, если основываются на более общих социальных мотивах.
Группа материальных мотивов связана с наличием у человека потребности в материальном благополучии, материальной стабильности.
Группа собственно профессиональных мотивов определяется наличием интереса к содержанию самого труда, его процессу и результату. К собственно профессиональным мотивам относятся мотивы, связанные с осознанием социальной и личностной значимости профессиональной деятельности, желанием включиться в неё в той или иной ролевой позиции (организатора), подкрепляемым удовлетворённостью результатами самой деятельности
Еще по теме:
Особенности сенсорно-перцептивной
сферы школьников с интеллектуальной недостаточностью
	 
Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия
 обнаруживается в неточном распознавании детьми близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии ...
	
Подходы к изучению сознания в психологии
	 
Понятие сознания в разных гуманитарных науках имеет различный смысл. В социологии антонимом сознательности выступает стихийность, а в философском плане сознание – форма отражения бытия» [37, с.4] В данном случае речь идёт о «представленно ...
	
Половой вопрос и трудные дети
	 
Дети, социально выбитые из колеи, довольно часто рано развёртывают свою половую жизнь, притом не только в нормальных, но и в извращённых её формах. 
Причиной этого избыточного полового возбуждения (гиперсексуальности) является невозможнос ...
	



