Мотивация педагогической деятельности

Материалы » Сравнительный анализ учебной и профессиональной педагогической мотивации » Мотивация педагогической деятельности

Страница 3

Тип направленности связан с мотивами выбора педагогической профессии. Абитуриента в пединституте часто привлекает учебный процесс, которой он хочет себя посвятить. Н.В.Кузьмина

[25] исследовала мотивы выбора педагогической профессии у учителей с различным уровнем продуктивности в учебной и в воспитательной работе. По данным общей выборочной совокупности ведущими мотивами выбора педагогической профессии являются: привлекала работа по любимому предмету, работа с детьми, молодёжью. На основании распределения ответов можно сделать вывод, что для подавляющего большинства педагогов типичной является истинно педагогическая направленность: работа с детьми, молодёжью, возможность заниматься любимым предметом; «считал, что имею педагогические способности»; «привлекала общественная важность труда учителя»; выбор профессии обусловился рекомендацией любимого учителя»; «стремлением подражать ему».

Профессиональная направленность формируется под влиянием разных событий общественной жизни в школе и семье, чтения периодической печати, художественной, научно – фантастической и политической литературы, просмотры кинофильмов и воздействия личности учителя, изучения учебных предметов. Педагогические способности могут формироваться независимо от педагогической направленности, т.е. они смогут быть развиты у людей, которые хотят приобрести педагогическую профессию, и наоборот, недостаточно развиты у тех, кто её выбирает. Учителя, знающие интересы и склонности своих учащихся, могут многое сделать для того, чтобы помочь им найти себя, разгадать их способности и средствами своего примера, специальных примеров, системой специальных заданий развить способности, сформировать объективную направленность

[25].

Также заслуживает внимания мотивационно – смысловая подструктура личности педагога, которая обеспечивается наличием смыслообразующих мотивов, которые выступают непосредственной внутренней побудительной силой активности субъекта, функционирующей на основе присрастного отношения личности к самой деятельности.

Смыслообразующие любую профессиональную деятельность, в том числе и деятельность педагогическую, мотивы могут быть объединены в группы:

- социальные;

- материальные;

- собственно профессиональные;

- самосовершенствования, самосоздания;

- самозащиты, самосохранения.

Группа социальных мотивов основана на осознании себя как члена общества с присущей обязанностью трудиться на благо общества и предполагающей собственное саморазвитие как гражданина. Оптимальный смыслообразующий эффект деятельности достигается этой группой мотивов при сочетании общественного и личностного смысла труда. К числу социальных мотивов могут быть отнесены мотивы, связанные с осознанием своего предназначения способствовать социальному благополучию, необходимости внести свой вклад в развитие общества, государства и мотивы более частного порядка, например, потребность в общественном признании. Мотивы частного порядка имеют социальную значимость, если основываются на более общих социальных мотивах.

Группа материальных мотивов связана с наличием у человека потребности в материальном благополучии, материальной стабильности.

Группа собственно профессиональных мотивов определяется наличием интереса к содержанию самого труда, его процессу и результату. К собственно профессиональным мотивам относятся мотивы, связанные с осознанием социальной и личностной значимости профессиональной деятельности, желанием включиться в неё в той или иной ролевой позиции (организатора), подкрепляемым удовлетворённостью результатами самой деятельности

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Мотивы достижения успеха и избегания неудач в развитии личности
Мотивация – это внутренняя детерминация поведения и деятельности. Как движущая сила человеческого поведения она, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая ее основные структурные образования: характер, направленн ...

Способы разрешения конфликтных ситуаций
По мнению специалистов в области разрешения конфликтов, стратегии взаимодействия, избираемые участниками конфликтной ситуации, становятся решающим фактором ее конструктивного преодоления [5, С. 77]. Стратегии поведения участников межличн ...

Общение со сверстником и его роль в построении образа Я
Одним из важнейших новообразований подросткового периода является становление образа Я, которое тесно связано с формированием образа “другого”. Причем, значимого «другого», реакция которого важна для создания и укрепления «Я-концепции». В ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru