Мотивация педагогической деятельности

Материалы » Сравнительный анализ учебной и профессиональной педагогической мотивации » Мотивация педагогической деятельности

Страница 2

[2].

В качестве системообразующего фактора личности профессионального педагога Н.В.Кузьмина

[25] рассматривает психологический результат: какую направленность он умеет формировать у своих учащихся. В связи с этим она исследовала направленность педагогов, достигающих разных результатов деятельности, т.е. продуктивных, малопродуктивных и непродуктивных. При этом она исходила из того, что направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность, и относительно независимых от наличных ситуаций. Признаками направленности являются интересы, склонности, убеждения, склонности, убеждения, идеалы, в которых выражается мировоззрение человека.

Деятельность любого педагога осуществляется в условиях профессиональных норм и правил, которые можно рассматривать в качестве системы ограничений и предписаний. В связи с этим каждый педагог находится перед выбором того, что является в его деятельности главным, а что второстепенным: соблюдение ли норм и правил; его ли собственная карьера; его престиж в глазах начальства, коллег, учащихся; являются ли главными сами учащиеся, причины, обусловливающие их уровень развития к моменту встречи с данным педагогом, их будущая судьба, уровень их готовности к самостоятельному решению задач, которые поставит перед ними производство. Выбор главных стратегий деятельности и обусловливает тип направленности.

В связи с этим Н.В.Кузьмина выделяет три типа направленности:

1) истинно педагогическую;

2)формально педагогическую;

3)ложно педагогическую

[25,с.83].

Истинно педагогическая направленность характеризуется тем, что она приводит педагога к искомому результату путём включения в напряжённую деятельность самих учащихся. Заряд его поиска и напряжения как бы переносится на учащихся, побуждая их к преодолению собственных трудностей, вызывая у них собственные радости побед и преодолений. Продуктивная напряжённость связана со спокойной уверенностью педагога в правильности избранного пути, по которому он ведёт учащихся от незнания к знанию, и умением вселить эту уверенность в учащихся; со спокойным анализом причин, приведших учащегося к успеху или неудаче; с побуждением учащихся к самостоятельному поиску лучших способов решения учебной задачи, с признанием их ума и изобретательности, их творчества.

К формально – педагогической относят направленность, связанную с потребностью соблюдения норм и правил педагогической деятельности, зафиксированных в учебных планах, программах, учебниках, инструкциях. Следование им доминирует, заслоняя собой учащихся, их возможности и потребности. Такая направленность, даже самая активная, бьёт мимо цели.

Ложно педагогической называют направленность на самого себя: своё самочувствие, своё самовыражение, своё состояние, свою карьеру. Среди педагогов с данным типом направленности есть много интересных, эмоциональных, выразительных, эрудированных. На первый взгляд у них всё есть для того, чтобы иметь высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, но при более пристальном взгляде на учащихся, на то, как они знают предмет, как умеют работать самостоятельно, как относятся к будущей профессии, выясняется, что продуктивных педагогов с данным типом направленности очень мало.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Письменная речь
Анализ возникновения письменной речи — это специальный большой вопрос, имеющий свою длительную историю большую литературу и немалое число всевозможных точек зрения. В нашей работе эта проблема не является самоцелью. Этот вопрос интересует ...

Коррекционно-развивающая программа «Я и мир вокруг меня: путь к взаимопониманию»
Ход всей коррекционно-развивающей работы и содержание воздействия определялось программой по оптимизации процесса социальной адаптации посредством игровой деятельности, предназначенной для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. Возмож ...

Студенчество как период кризиса эмоциональной сферы личности
Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru