Способы освоения и выполнения деятельности

Материалы » Психологические особенности взаимоотношений в коллективах и педагогические навыки сотрудников ОПЧС » Способы освоения и выполнения деятельности

Страница 1

Любая деятельность в целом и ее компоненты в отдельности могут выполняться различными способами. Так, 22 х 14 = 20x14+2x14= 22 х 10 + 22 х 4 = 22 х 10 + 22x5-22 = 308

Способы выполнения, контроль и окулирование действий, которыми пользуется человек в процессе деятельности иначе называются приемами этой деятельности. Овладение этими приемами (способами) деятельности происходит в процессе практики. Владение одним человеком всеми приемами хотя идеально, весьма желательно, но практически невозможно. Поэтому человек отбирает и осваивает наиболее оптимальные приемы, т.е. те, которые дают наилучший результат при наименьших затратах времени, средств, движений и т.д.

К таким приемам относятся навыки, умения, привычки.

Навык

- это автоматизированный способ исполнения, контроля и регуляции действий человека.

Навык характеризуется следующими особенностями:

1.Наблюдается экономичность всех двигательных сторон при освоении действия: состава движений (он упрощается), последовательности движений (непрерывность), сочетания движений (одновременность), их скорости (увеличение);

2.Появляется возможность точного и быстрого непосредственного качественного контроля результатов действия и условий его выполнения; зрительный контроль при выполнении движений заменяется мускульным (печатание вслепую на машинке, принтере), появляется способность быстро различать и выделять ориентиры, важные для контроля результатов действия (шумы двигателя).

3.Изменяются приемы центрального регулирования действий: внимание освобождается от выполнения способов действия и переносится главным образом на обстановку и результаты действий (переключение передач шофером), происходит предварение сознанием целой цепи или серии приемов, т.е. антиципатия (выбор летчиком способа посадки самолета, а сама посадка происходит без предварительного планирования).

С

физиологической стороны навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемых динамическим стереотипом.

Основными условиями формирования навыка являются:

- создание мотивации, проявление активного интереса у обучаемого;

- объяснение целей, характера упражнений;

- организация и проведение тренировок;

- знание результатов каждого упражнения;

- постановка задач по улучшению результатов;

- правильное распределение упражнений во времени;

-дозировка требований (не предъявлять слишком высоких требований).

Важнейшим условием формирования навыка является упражнение, т.е. целенаправленное и систематическое повторение, приводящее не только к закреплению, но и к совершенствованию действий путем усвоения все более и более эффективных приемов. В формировании навыка выделяются 4 этапа: ознакомительный, аналитический, синтетический, этап автоматизации.

Ознакомительный этап характеризуется осмысливанием необходимых знаний, созданием в уме результата и способа действий.

Аналитический этап характеризуется сознательным, но недостаточно им выполнением действия. Допускается много лишних движений, состояния человека напряженное, скованное, внимание целиком направлено на действие, уровень контроля низкий, однако результаты от тренировки к тренировке значительно

улучшаются. Особенностью синтетического этапа являются сочетание и объединение элементов действия, совмещение частных операций, замещение отдельных действий более сложными, устранение лишних движений, улучшение контроля. Этап автоматизации отличается гибкостью в использовании действий в зависимости от конкретной ситуации, при этом действия выполняются быстро, адекватно, контроль происходит на уровне сенсорных и интеллектуальных синтезов.

Различают: двигательные навыки (устная и письменная речь, передвижение и др.), навыки мыслительной деятельности (чтение чертежей, распределение и переключение внимания и др.), сенсорные навыки (прием на слух азбуки Морзе, чувствительность дегустатора и т.д.), навыки поведения (тихо разговаривать в троллейбусе, отвечать на приветствие и др.).

Для длительного сохранения навыка им надо систематически пользоваться. В противном случае возникают так называемая деавтоматизация навыка, т.е. его частичное и даже полное разрушение.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Младенчество
Социальная ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого содержит в себе противоречие: ребенок максимально нуждается во взрослом и, в то же время, не имеет специфических средств воздействия на него. Это противоречие решается на протя ...

Виды неформальных групп
Гопники - молодые люди криминальной направленности, проводящие много времени вне дома и занимающиеся добычей денег, причем чаще всего не очень честными способами, о чем говорится в их гимне: "Гоп - стоп, мы подошли из-за угла…" ...

Младший школьный возраст как сенситивный период для формирования художественно-эстетического вкуса
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его формировании его художественно-эстетического вкуса. Эстетическое развитие личности начинаетс ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru