Факторы формирования эффективного ИСД

Материалы » Факторы формирования, регуляции и саморегуляции индивидуального стиля деятельности » Факторы формирования эффективного ИСД

ИСД может быть сформирован (по Мерлину) при условии существования в деятельности «зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач, форм временной организации деятельности. Если деятельность жестко регламентирована по способам и временному режиму выполнения, субъект деятельности вынужден действовать по предписанию и его продуктивность будет в большей мере зависеть от наличия у него требуемых деятельностью индивидуальных свойств, возможности приспособления его будут ограниченны. И наоборот, чем больше зона неопределенности, тем в большей мере успех деятельности будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения, в котором можно учесть собственные преимущества и недостатки и добиться эффективного выполнения поставленных целей.

Другим принципиальным ограничением формирования эффективного ИСД являются требования деятельности к трудно развиваемым способностям человека, обусловленным природными задатками (окраска голоса, тембр, музыкальный слух — для оперного певца; эмоциональная гибкость, выразительность мимики, особенности устной речи — для драматического актера; зрительная память, воображение — для художника и т.д.). Систематическое развитие, труд ученика при слабо выраженных способностях, природных данных в профессиях сферы искусства не всегда позволяет добиться требуемых результатов.

Наконец, деятельность может осуществляться в экстремальных условиях, в условиях дефицита времени, повышенной ответственности за результат, при этом от субъекта труда требуются природно обусловленные, трудно компенсируемые в случае недостаточности свойства индивидуальности (сильная нервная система, гибкость, подвижность нервных процессов и психических функций и пр.).

В этих условиях, как бы ни старался субъект, не обладая необходимыми свойствами индивидуальности, он не сможет быть эффективным работником.

К. М. Гуревич выделил два типа профессий. К профессиям первого типа он отнес виды деятельности, в которых либо отсутствует зона неопределенности, т.е. жестко заданы способы выполнения, либо неопределенность слишком высока (профессиональные задачи очень разнообразны и в профессиональном обучении нельзя подготовить человека к их успешному выполнению, отсутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения); либо деятельность выполняется в экстремальных условиях; либо деятельность требует трудно развиваемых свойств индивидуальности. Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем полезен профессиональный отбор для обеспечения высокопродуктивной деятельности. Эти случаи соотнесения требований профессии и субъекта труда К. М. Гуревич называет абсолютной профессиональной.

В профессиях второго типа степень разнообразия профессиональных задач невысокая, может быть выработан алгоритм успешного выполнения задач. При этом существует известная «зона неопределенности», позволяющая выбрать оптимальные внутренние и внешние способы деятельности, компенсирующие ограничения и опирающиеся на преимущества индивидуальных свойств субъекта. Для профессий второго типа К. М. Гуревич предлагает использовать термин «относительная профессиональная пригодность», означающий, что успех деятельности может быть обеспечен ИСД, сформированным в профессиональном обучении и ходе профессиональной адаптации.

Еще по теме:

Мотивация выбора профессии старшеклассников
Профессия – (лат. professio – официально указанное занятие, специальность, от profiteor – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, ...

Понятие о воле, структура волевого акта. Проблема становления волевой регуляции в дошкольном возрасте
Воля – психологический процесс, который направлен на достижение цели с преодолением препятствий и приложением волевых усилий. Функции воли : Побудительная – обеспечивает активность человека в силу специфики внутренних состояний субъекта ...

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа
В истории любой науки, в том числе и психологии, временами настают такие события, которые ведут к пересмотру устоявшихся идей и взглядов. Как правило, смена научной парадигмы представляет собой долгий и сложный процесс, сопровождающийся т ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru