Способы освоения и выполнения деятельности

Материалы » Психологические особенности взаимоотношений в коллективах и педагогические навыки сотрудников ОПЧС » Способы освоения и выполнения деятельности

Страница 2

Каждый навык функционирует в системе навыков, которыми уже владеет человек. Это явление называется взаимодействием навыков, оно имеет двоякую направленность: положительное влияние ранее усвоенных навыков на выработку новых (перенос, индукция навыков) - например, человек, овладевший игрой на пианино легко справляется с игрой на аккордеоне; отрицательное действие усвоенного навыка на формируемый (интерференция, отрицательный перенос), например переход правостороннего движения автотранспорта на левостороннее.

Умения -

способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям этих действий и характеризующие внутреннюю готовность человека к их выполнению.

Как умения, так и навыки опираются на приобретенные человеком знания. Как навыки, так и умения имеют общую физиологическую основу - динамический стереотип. Однако между ними имеются и отличия:

- навыки - автоматизированные способы действия, а умения требуют сознательной целенаправленности и преднамеренности психических процессов;

- формирование навыка всегда основывается на упражнениях, умение же может проявляться и без предварительных упражнений в соответствующих действиях (осуществление операции на сердце хирургом, производящем операции желудочно-кишечного тракта);

- перестройка навыка требует большего психическою напряжения, чем умений, что обусловлено большей прочностью динамического стереотипа;

- перестройка навыка ведет к усилению его автоматизации, а умений - к подлинному мастерству.

Между умениями и навыками, несмотря на различие, нет жестких границ. Некоторые умения могут переходить в навыки, например, уменье медленно читать со временем переходит в навык беглою чтения.

Некоторые умения включают в себя несколько навыков, например, уменье читать научную литератур) включает, и навык беглою чтения и графический навык письма, используемый при конспектировании научной литературы.

Исходя из этого, уменья подразделяется на те же группы, что и навыки.

Таким образом, как навыки, так и уменья облегчают людям физические и умственные усилия в труде, учении, творчестве, позволяют переключить внимание с технической стороны дела на его конечный результат, на связи выполняемого действия с другими действиями, вносят в деятельность каждого человека

определенный ритм, устойчивость. В определенной степени сказанное относится

и к привычкам.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Здоровый образ жизни и его составляющие
ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельст ...

Профессиональная деятельность и предпосылки её успешности
Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная деятельность. Человек как субъект деятельности большую часть своей жизни посвящает профессиональному виду труда, как главному направлению ст ...

Настроение, собственно эмоции и чувства
Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим. Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru