Особенности мыслительного процесса, формы и виды мышления. Становление мыслительной деятельности в период дошкольного детства

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Особенности мыслительного процесса, формы и виды мышления. Становление мыслительной деятельности в период дошкольного детства

Страница 2

. “Реализм” бывает двух типов: интеллектуальный и моральный. Например, ребенок уверен, что ветви дерева делают ветер. Это реализм интеллектуальный. Моральный реализм выражается в том, что ребенок не учитывает в оценке поступка внутреннее намерение, судит о поступке только по внешнему эффекту, по материально результату. Детские представления развиваются от реализма к объективности, проходя ряд этапов: партиципации (сопричастия), анимизма (всеобщего одушевления),

артификализма (понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека

), на которых эгоцентрические отношения между “Я” и миром постепенно редуцируются. Шаг за шагом в процессе развития ребенок начинает занимать позицию, позволяющую ему отличить то, что исходит от субъекта видеть отражение внешней реальности в субъективных представлениях. Пиаже считает, что параллельно эволюции детских представлений о мире, направленной от реализма к объективности, идет развитие детских идей от реализма к взаимности. Взаимность появляется тогда, когда ребенок открывает точки зрения других людей, когда он приписывает им то же значение, что и своей собственной, когда между этими точками зрения устанавливается соответствие. В экспериментальных исследованиях Пиаже показал, что на ранних стадиях интеллектуального развития объекты представляются для ребенка тяжелыми или легкими, согласно непосредственному восприятию. Большие вещи ребенок считает всегда тяжелыми, маленькие - всегда легкими. Для ребенка эти и многие другие представления абсолютны, пока непосредственное восприятие кажется единственно возможным. Отсутствие понимания принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета еще раз подтверждает, что ребенок сначала может рассуждать лишь на основе “абсолютных” представлений. Мысль ребенка развивается еще и третьем направлении – от реализма к релятивизму (связь с другими событиями). Пиаже считал, что детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь « со своей точки зрения». Для него любой встречный собеседник. Ребенку важна лишь видимость интереса, хотя у него, вероятно есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что – либо. Феномены,открытые Пиаже, не исчерпывают всего содержания детского мышления. Значение экспериментальных фактов состоит в том, что благодаря ним открывается остававшиеся долгое время малоизвестным и непризнанным важнейшее психологическое явление – умственная позиция ребенка, определяющая его отношение к действительности. Гальперин, Эльконин,

Запорожец, Подъяков

в качестве основного признака наглядно – действенного мышления рассматривают связь мышления с практическими действиями и процесс мышления невозможен, если практические действия отсутствуют. Умственное развитие ребенка есть процесс формирования умственных действий – анализ, синтез. Тесно соприкасается с хватательными, манипулятивными, предметными и продуктивными видами деятельности, т.е. соотношение мыслительных действий и практических. 2 вида наглядно – действенного мышления

. 1. Направленность

на познание окружающего, без стремления получить какой-нибудь эффект (конец 1 начало 2 года жизни). 2. Направленность

на регулирование практической задачи в преобразовании окружающего из наличного состояния в заданное. Реальный процесс мышления состоит из этих 2х видов мышления. В чистом виде наблюдать 1 или 2 вид не удается. Мыслительные операции и практические действия составляют процесс мышления в одинаковом виде. Внешние и практические действия могут быть 2х видов: - исполнительские

– процесс исполнения четко отработан, вид выполнения четко продуман, время ограничено; – путем проб и

ошибок

– ребенок сопоставляет полученный результат с заданным, выявляет рассогласование 1 со 2 и учитывая это, производит следующее рассогласование этого предмета. Наглядно – действенное мышление начинает проявляться во 2ую половину раннего возраста, т.к. появляется символическая функция, и знание слов переносится с одного предмета на другой и продолжает развиваться на протяжении всего дошкольного возраста, не дублируя основные формы мышления, но являются их основой. Наглядно–образное мышление

. Переход от раннего дошкольного возраста к д/в связан с кризисом 3х лет, появление осознания себя, наполнение личным смыслом всех действий – внутренняя позиция связана с появлением наглядно – образного мышления. Это представлено в сюжетно – ролевой игре, т. к. если в раннем детстве у ребенка только появляется символическое знание, когда ребенок замещает один предмет другим, то в д/в символизм начинает, носить образную природу. Если раньше ребенок видоизменял предмет, его положение по отношению к другому, для того чтобы прояснить скрытые свойства и качества, то в д/в он может сделать это мысленнона основе опыта прошлых преобразований. Развивается в 2 стадии. 1 стадия

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Особенности выражения эмоций у мужчин и женщин
Не имея в мозгу специальной области, отвечающей за речь, охотник нуждался в способности передать большое количество информации с помощью минимального количества слов: вот почему в его мозгу возникла специальная область, отвечающая за слов ...

Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной
Мухина В.С. пишет, что в дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности - «игра вызывает качественные изменения в психике ребенка», сам процесс игры «…носит знаковый (символический) характер» [3, с. 115]. Она утверждает – ...

Поведение детей старшего дошкольного возраста как форма отражения отношений с взрослыми в работах И.В. Дубровиной
Дубровина Ирина Владимировна – доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО. Ряд особенностей поведения является нормальным тол ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru