Особенности мыслительного процесса, формы и виды мышления. Становление мыслительной деятельности в период дошкольного детства

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Особенности мыслительного процесса, формы и виды мышления. Становление мыслительной деятельности в период дошкольного детства

Страница 1

Мышление –

это социальный процесс, связанный с речью и состоящий в опосредованном и обобщенном отражении предметов. Основными функциямимышления являются: понимание

– раскрытие существующей в предметах и явлениях действительности; целеобразование

– позволяет продумывать систему действий для достижения определенной цели; решение проблем и задач– т.е. мышление возникает в тех ситуациях, когда способы реализации не способны разрешить данные проблемы; рефлексия

– оценка мыслительного процесса, который был предпринят для разрешения проблем и задач. Виды мышления. 1. Наглядно-действенное

– вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. 2. Наглядно - образное

– вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. 3. Абстрактно–логическое

– это мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям. Формы мышления. Понятие - ф

орма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Суждение

– форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего – либо. Могут быть ложными и истинными. Умозаключение

– форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают: индуктивные (от частных суждений к общему), дедуктивные (от общего суждения к частному), по аналогии (от частного к частному).

Мыслительные операции. Сравнение

– мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Анализ –

мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения соответствующих элементов. Синтез

– обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Анализ и синтез в мышлении

взаимосвязаны. Абстракция – это выделение одной какой – либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Обобщение

– это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Конкретизация

– это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

Механизм зарождения символических функций

. Развитие символизма является возрастным новообразованием второй половины раннего детства и включает 2 стадии. 1 стадия

– 1,5–2 года – ребенок осваивает символическое замещающие действие, подражая взрослому. Критического отношения к деятельности нет. 2 стадия

- к 3м годам жизни ребенок сам начинает производить символические действия, появляется критическое отношение к действиям других. К концу 1гогода жизни начинает формироваться структура «знак – знание», первоначально развивается понимание знака, который отсылает его к определенному предмету или действию. Позже осуществляется обратный переход. когда ребенок пытается выразить словом, отраженное в образе знание (говорение), получается сначала формируется понимание (переход от знака к знанию).потом говорение (переход от знания к знаку). При переходе ко 2ой половине

раннего возраста знание отрывается от предмета, оно переносится на другие предметы и начинает относится к множеству, получается обобщение. Однако, данное обобщение это объединение, которое становится обобщением в том случае, когда в группе выделяемых предметов выделяются общие свойства. На данном этапе ребенок объединяет предметы по внешней, наглядной характеристике. Т.о., знак, знание, которое отрываетсяот отдельного предмета, переносится на некоторое множество и отражает внешние признаки, превращается в символ. Особенности детского мышления по Пиаже

. Общая задача, стоящая перед Пиаже, была направлена на раскрытие психологических механизмов целостных логических структур, но сначала он выделил и исследовал более частную проблему — изучил скрытые умственные тенденции, придающие качественное своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы их возникновения и смены. Основное достижение Пиаже — открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм

— это центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире — лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции. Эгоцентризм -

это спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития. Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о мире - это не простой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции. По мнению Пиаже, эгоцентризм - следствие внешних обстоятельств жизни субъекта. Однако, отсутствие знаний это лишь второстепенный фактор в образовании детского эгоцентризма. Главное - это спонтанная позиция субъекта, в соответствии с которой он относится к объекту непосредственно, не учитывая себя в качестве мыслящего существа, не осознавая субъективности своей собственной точки зрения. В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает, например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Пиаже назвал это явление «реализмом»

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Общая характеристика подросткового возраста
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто опре ...

Специфика медицинской профессии, как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания
Условия труда медицинских работников обладают некоторой спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома эмоционального выгорания. В настоящее время медицина поднялась до уровня осознания биомедицинских проблем этическог ...

Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии
Возрастная периодизация – это процесс деления всего психического развития человека на отдельные периоды и стадии. Л.С Выготский выделяет 3 основные группы возрастной периодизации: 1. Она основывается на биогенетическом законе Гетчинсон ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru