Особенности мыслительного процесса, формы и виды мышления. Становление мыслительной деятельности в период дошкольного детства

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Особенности мыслительного процесса, формы и виды мышления. Становление мыслительной деятельности в период дошкольного детства

Страница 1

Мышление –

это социальный процесс, связанный с речью и состоящий в опосредованном и обобщенном отражении предметов. Основными функциямимышления являются: понимание

– раскрытие существующей в предметах и явлениях действительности; целеобразование

– позволяет продумывать систему действий для достижения определенной цели; решение проблем и задач– т.е. мышление возникает в тех ситуациях, когда способы реализации не способны разрешить данные проблемы; рефлексия

– оценка мыслительного процесса, который был предпринят для разрешения проблем и задач. Виды мышления. 1. Наглядно-действенное

– вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. 2. Наглядно - образное

– вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. 3. Абстрактно–логическое

– это мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям. Формы мышления. Понятие - ф

орма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Суждение

– форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего – либо. Могут быть ложными и истинными. Умозаключение

– форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают: индуктивные (от частных суждений к общему), дедуктивные (от общего суждения к частному), по аналогии (от частного к частному).

Мыслительные операции. Сравнение

– мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Анализ –

мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения соответствующих элементов. Синтез

– обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения. Анализ и синтез в мышлении

взаимосвязаны. Абстракция – это выделение одной какой – либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Обобщение

– это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Конкретизация

– это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

Механизм зарождения символических функций

. Развитие символизма является возрастным новообразованием второй половины раннего детства и включает 2 стадии. 1 стадия

– 1,5–2 года – ребенок осваивает символическое замещающие действие, подражая взрослому. Критического отношения к деятельности нет. 2 стадия

- к 3м годам жизни ребенок сам начинает производить символические действия, появляется критическое отношение к действиям других. К концу 1гогода жизни начинает формироваться структура «знак – знание», первоначально развивается понимание знака, который отсылает его к определенному предмету или действию. Позже осуществляется обратный переход. когда ребенок пытается выразить словом, отраженное в образе знание (говорение), получается сначала формируется понимание (переход от знака к знанию).потом говорение (переход от знания к знаку). При переходе ко 2ой половине

раннего возраста знание отрывается от предмета, оно переносится на другие предметы и начинает относится к множеству, получается обобщение. Однако, данное обобщение это объединение, которое становится обобщением в том случае, когда в группе выделяемых предметов выделяются общие свойства. На данном этапе ребенок объединяет предметы по внешней, наглядной характеристике. Т.о., знак, знание, которое отрываетсяот отдельного предмета, переносится на некоторое множество и отражает внешние признаки, превращается в символ. Особенности детского мышления по Пиаже

. Общая задача, стоящая перед Пиаже, была направлена на раскрытие психологических механизмов целостных логических структур, но сначала он выделил и исследовал более частную проблему — изучил скрытые умственные тенденции, придающие качественное своеобразие детскому мышлению, и наметил механизмы их возникновения и смены. Основное достижение Пиаже — открытие эгоцентризма ребенка. Эгоцентризм

— это центральная особенность мышления, скрытая умственная позиция. Своеобразие детской логики, детской речи, детских представлений о мире — лишь следствие этой эгоцентрической умственной позиции. Эгоцентризм -

это спонтанная позиция, управляющая психической активностью ребенка в ее истоках; она сохраняется на всю жизнь у людей, остающихся на низком уровне психического развития. Эгоцентризм показывает, что внешний мир не действует непосредственно на ум субъекта, а наши знания о мире - это не простой отпечаток внешних событий. Идеи субъекта отчасти представляют собой продукт его собственной активности. Они меняются и даже искажаются в зависимости от господствующей умственной позиции. По мнению Пиаже, эгоцентризм - следствие внешних обстоятельств жизни субъекта. Однако, отсутствие знаний это лишь второстепенный фактор в образовании детского эгоцентризма. Главное - это спонтанная позиция субъекта, в соответствии с которой он относится к объекту непосредственно, не учитывая себя в качестве мыслящего существа, не осознавая субъективности своей собственной точки зрения. В исследованиях детских представлений о мире и физической причинности Пиаже показал, что ребенок на определенной ступени развития в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, то есть он не видит вещи в их внутренних отношениях. Ребенок думает, например, что луна следует за ним во время его прогулок, останавливается, когда он останавливается, бежит за ним, когда он убегает. Пиаже назвал это явление «реализмом»

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru