Факторы возникновения и развития эмоционального выгорания у педагогов
Для того чтобы перейти к эмпирическим исследованиям необходимо проанализировать деятельность педагога с точки зрения наличия факторов инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на таблицу, предложенную В.Е. Орлом [29].
Таблица 1 Факторы, инициирующие эмоциональное выгорание
Индивидуальные факторы |
Организационные факторы |
Социально-демографические |
Условия работы |
Возраст |
Рабочие перегрузки |
Пол |
Дефицит времени |
Уровень образования |
Продолжительность рабочего дня |
Семейное положение |
Содержание труда |
Стаж работы |
Число клиентов |
Личностные особенности |
Острота их проблем |
Выносливость |
Глубина контакта с клиентом |
Локус контроля |
Обратная связь |
Стиль сопротивления |
Социально-психологические |
Самооценка |
Взаимоотношения в организации |
Тревожность |
Отношение к объекту труда |
Экстраверсия |
Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.
- Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания. Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя, равна по подсчетам Л.Ф. Колесникова [17], 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена по стране; очень низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования (практически все исследования подтверждают, что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний.
- Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами (учащимися): их количество, частоту обслуживания, степень глубины контакта. Так в профессии педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим выгоранию. Так же не секрет, что педагогам, в настоящее время, все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания.
- Социально-психологические факторы. Учителя, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с учениками, а так же не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания.
Атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу: апатия, отсутствие отдачи учащихся, активное сопротивление учителю в виде негативного поведения, так же вызывают у учителей выгорание [29].
Таким образом, мы видим, что профессия учителя может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции” [48].
Еще по теме:
Правовые основы регулирования миграционных
отношений в Российской Федерации
Российская Федерация в настоящее время является открытым государством, в том числе, для граждан других государств, которые могут свободно въезжать на ее территорию и свободно покидать ее. А это означает, что объективно возникают различног ...
Понятие ценности
Разные авторы, отталкиваясь от разных подходов к проблематике мотивации, дают множество определений понятию ценность. Рассмотрим основные из них.
Взгляд социальной психологии на проблему ценностей, определял ценность как предмет или явле ...
Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания
В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный [4, с. 60].
Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, Х. Дж. Фрейденберг выделяе ...