Факторы возникновения и развития эмоционального выгорания у педагогов

Материалы » Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с коммуникативными установками и субъективными ощущениями педагогов » Факторы возникновения и развития эмоционального выгорания у педагогов

Страница 1

Для того чтобы перейти к эмпирическим исследованиям необходимо проанализировать деятельность педагога с точки зрения наличия факторов инициирующих эмоциональное выгорание. Сделаем это с опорой на таблицу, предложенную В.Е. Орлом [29].

Таблица 1 Факторы, инициирующие эмоциональное выгорание

Индивидуальные факторы

Организационные факторы

Социально-демографические

Условия работы

Возраст

Рабочие перегрузки

Пол

Дефицит времени

Уровень образования

Продолжительность рабочего дня

Семейное положение

Содержание труда

Стаж работы

Число клиентов

Личностные особенности

Острота их проблем

Выносливость

Глубина контакта с клиентом

Локус контроля

Обратная связь

Стиль сопротивления

Социально-психологические

Самооценка

Взаимоотношения в организации

Тревожность

Отношение к объекту труда

Экстраверсия

Рассмотрим сначала группу организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности.

- Условия работы. Основной упор в изучении этих факторов был сделан на временные параметры деятельности и объема работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания. Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя, равна по подсчетам Л.Ф. Колесникова [17], 52 часам, намного выше той (40 часов), которая установлена по стране; очень низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования (практически все исследования подтверждают, что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний.

- Содержание труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами (учащимися): их количество, частоту обслуживания, степень глубины контакта. Так в профессии педагога, большое количество учащихся в классе, может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим выгоранию. Так же не секрет, что педагогам, в настоящее время, все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей, острота проблем этих детей обычно способствует возникновению выгорания.

- Социально-психологические факторы. Учителя, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с учениками, а так же не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания.

Атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу: апатия, отсутствие отдачи учащихся, активное сопротивление учителю в виде негативного поведения, так же вызывают у учителей выгорание [29].

Таким образом, мы видим, что профессия учителя может быть отнесена к “разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции” [48].

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Саморегуляция личности юриста в процессе оценивания и оценки
Исключительная профессиональная ответственность и социальная значимость правового оценивания и правовых оценок, которые реализует каждый юрист в своей профессиональной деятельности, обязывает искать и разрабатывать различные психотехники ...

Классификация детских игр
Сложность классификации игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса любой новой формации, идеологии разных социальных групп. Игровой элемент присутствует буква ...

Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве
Восприятие величины И.М. Сеченовым в работе «Физиология органов чувств» было показано, что периферическим механизмом восприятия размера предмета является закономерное взаимодействие размера изображения на сетчатке глаза и сокращения гла ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru