Проблемы психологической готовности ребенка к школе

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Проблемы психологической готовности ребенка к школе

Страница 2

, то мнения психологов здесь не являются однозначными. Авторы, исследовавшие эту проблему - Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Е.Е. Кравцова, К.И. Гуткина, Н.Г. Салмина, предлагают различные ее структуры. Так, Л.И. Божович

выделяла несколько параметров психического развития ребенка, которые могут выступать показателями психологической готовности. Среди них — определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Наиболее важным ею признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения: 1) социальные мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношениях 2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью «познавательные интересы детей». Д.Б. Эльконин

в качестве показателей готовности к школе выделял: умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; умение ориентироваться на заданную систему требований; умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу. В работах Е.Е. Кравцовой

особое место отводится общению в развитии ребенка. Уровень развития трех сфер общения - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, определяет по ее мнению, степень психологической готовности к школе. Н.Г. Салмина

в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет также произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности. Кроме того, она обращает внимание на уровень сформированности семиотической (знаковой) функции и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы. И.В. Дубровина

определяя психологическую готовность ребенка к школе, выделяет следующие параметры: аффективно-потребностную или мотивационную готовность, волевую - соответствующий уровень развития произвольности, интеллектуальную готовность. Характеристика сторон психологической готовности к школе

. Личностная готовность к школевключает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражает ся в отношении ребёнка к школе, учителям я учебной деятельности, включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни. Интеллектуальная готовность

ребёнка к школе заключается в приобретении определённого кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний. Хотя и доступны детям 6-ти летнего возраста логические фор мы мышления, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающиеся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями. Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определённых умений. Например, умение выделить учебную задачу. В целях интеллектуальной подготовки ребёнка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем. В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Иначе, отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, не ориентируются в тетради. Не различают геометрическую форму, если она в другом положении. Отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо. Читают справа налево. В дошкольный период у ребёнка должна быть развита звуковая культура речи. Должен быть развит фонематический слух. Иначе, ребёнок произносит вместо слова РЫБА — ЛЫБА. Будут возникать ошибки в грамотности. Ребёнок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведёт к плохому усвоению знаков препинания. Плохо будет читать стихи. У ребёнка должна быть развита и разговорная речь. Он дол жен выражать свои мысли ясно, передавать связно. Ребёнок дол жен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определённому плану. Важно, чтобы ребёнок желал узнать новое, должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни. Все психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) должны быть достаточно развиты. Ребёнок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе, например, написании элементов буквы. Развитие восприятия, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления. Позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности. Позволяет ребёнку рассуждать и делать выводы. Эмоциональная готовность

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Эмоциональность как параметр темперамента
В эмоциональной сфере между людьми обнаруживаются особенно яркие индивидуальные различия. Все особенности личности, ее характера и интеллекта, ее интересов и отношений к другим людям проявляются и отсвечивают в радуге эмоций и чувств. [15 ...

Осознание причинности и проблема интерпретации собственного поведения
В психологии проблема осознания исследовалась в рамках экспериментально-теоретического анализа сознания. В глубинной психологии [17],[55] анализ осознания осуществлялся в контексте учения о бессознательной области в психике человека. Под ...

Виды мышления
1. Элементарное (конкретное) мышление, т.е. форма отражения действительности, проявляется в целесообразном адекватном поведении, направленном на удовлетворение биологических потребностей. Оно свойственно человеку и животным. Физиологическ ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru