Личностная рефлексия

Материалы » Феномены рефлексивной коррекции в конфликтном взаимодействии старших подростков » Личностная рефлексия

Личностный аспект рефлексии ориентирует понимание рефлексии как процесса переосмысления, как механизма «не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа «я» - физическое тело», «я» - социальное существо», «я» - субъект творчества и др.), но и интеграции «я» в неповторимую целостность». (Семенов И.Н., Степанов С.Ю.)

Попадая в ситуацию неопределенности, человек склонен регрессировать на предыдущие этапы своего развития, происходит понимание того, что средствами прошлого опыта такая ситуация не разрешается, необходимо продуцировать новые средства работы с ней [3]. Так же возникает риск быть непонятыми другими людьми при совместном поиске новых решений [24], отсюда комплекс неуверенности в себе и страх перед самореализацией. Здесь и задействуется личностный аспект рефлексии постольку, появляется необходимость преодоления личностных конфликтов, неминуемо возникающих из-за невозможности непосредственного, разрешения задачи и требующих для своего снятия активной само перестройки личности [22].

При этом выделяются различные личностные аспекты мышления: ценностный, мотивационный, эмоциональный, волевой и др., а продуктивному решению проблемы сопутствует самостоятельность (не используются известные алгоритмы или предложенные методы), инсайтность (внезапность и неожиданность момента открытия принципа решения), конфликтность (ощущение напряженности поиска, граничащей с переживанием невозможности или неспособности разрешить проблемную ситуацию) и т.д. Причем главным, объективно необходимым условием, при котором мыслительный процесс приобретает свойство продуктивности, является проблемность ситуации задачи, решаемой человеком. Существо такой задачи в том, что в процессе ее решения обнаруживается противоречие между ресурсами накопленного опыта и уникальностью условий и требований ситуации задачи. Самостоятельное преодоление испытуемыми этого противоречия и становится в итоге искомым решением, причем к нему сложно прийти без самоорганизации, источником которой является познавательная активность личности как целостного саморазвивающегося «Я». В этом суть личностного аспекта рефлексии. Осмысление и переосмысление человеком интеллектуальных и личностных содержаний является механизмом как их поступательного изменения, так и стремительной трансформации и служит механизмом порождения психических новообразований в виде целостных интеллектуальных (выступающих в виде открытия новых свойств предметного мира и соответствующего конструирования средств его преобразования) и личностных (выражающихся в изменении человеком представлений о своем месте в социокультурном контексте, а следовательно, и в преобразовании себя как целостной личности) содержаний. Таким образом, переосмысление как способ активного осуществления «Я» в проблемно-конфликтной ситуации определяет само изменение и саморазвитие субъекта, что вполне оправдывает трактовку переосмысления как рефлексии.

Еще по теме:

Психодиагностическая беседа
Возможность единения рисуночной («невербальной») продукции субъекта с вербальной само по себе расширяет возможности работы психолога по линии единения сознательной и бессознательной сфер психики индивида. Конкретный диалог позволяет не уп ...

Взаимосвязь сексуальной сферы личности и типов привязанности
Эмоциональная и сексуальная сферы личности тесно взаимодействуют друг с другом, хотя их развитие было обусловлено различными эволюционными факторами. Проявления этих привязанности и сексуальности в поведении личности можно рассматривать в ...

Психосоциальный подход к исследованию ПТСР
Огромное значение социальных условий, в частности, фактора социальной поддержки окружающих, для успешного преодоления ПТСР отражено в моделях, получивших название "психосоциальных". Согласно психосоциальному подходу, модель реа ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru