Как возникает конфликтная ситуация

Материалы » Устранение конфликта в коллективе » Как возникает конфликтная ситуация

Страница 1

Любая конфликтная ситуация развивается по единой логике. События в любой конфликтной ситуации происходят в одинаковой, строго определенной, последовательности. Каждое событие, изменение в развитии конфликтной ситуации называется стадией конфликтной ситуации. Их две при развитии конфликтной ситуации.

Первая стадия - стадия появления предмета (причины) конфликта.

Вторая стадия - поляризация мнений.

Каждая последующая стадия не может начаться, пока не закончится предшествующая стадия. Конфликтная ситуация не может перейти в инцидент раньше, чем она пройдет эти две стадии.

Первая стадия - это то, с чего начинается конфликт, то есть с причины. Конфликта без причины не бывает. Предмет (причина) конфликта- то, по отношению к чему возникают противоположные позиции. Какое-либо событие может стать предметом конфликта, если в результате этого события некоторые члены группы будут поставлены перед необходимостью изменить свои психологические позиции на менее выгодные, то есть пострадают, будут прямо или косвенно ущемлены их интересы.

Виды интересов:

1 Производственные интересы. Связаны с деятельностью, которую человек выполняет, с его должностными обязанностями и правами, объемом выполняемой работы, характером и условиями труда.

2 Социальные интересы. Связаны с тем, что каждый член коллектива занимает в нем определенную неформальную позицию. Она может соотносится с занимаемой должностью, а может и не зависеть от нее.

3 Личные интересы. Связаны с представлениями людей о жизни, о добре и зле, жизненных ценностях.

4 Финансовые интересы. Связаны с возможностями для материального обеспечения.

Причиной конфликта становятся действия, решения, или обстоятельства, которые привели к ущемлению интересов (снижение зарплаты, ухудшение условий труда, и т. д.) у некоторых членов коллектива.

В условиях коллектива интересы людей переплетены, взаимозависимы. И когда появляется причина конфликта, люди начинают действовать, и их действия тесно переплетаются между собой. Люди начинают действовать не как отдельные личности, а как члены коллектива, связанные так или иначе с другими членами коллектива. Действия каждого члена коллектива немедленно отражаются на других членах коллектива, тоже вынуждая их действовать.

Одни члены коллектива действуют таким образом, чтобы защитить свои ущемленные интересы. Другие члены коллектива либо поддерживают первых, либо действуют таким образом, чтобы сохранить свои интересы, не допустить их взаимного ущемления и укрепить изменившуюся ситуацию. Возникает сложнейшая система действий. Однако, в своей совокупности, так сказать, в своей сумме эти действия либо приводят к конфликтной ситуации, либо не приводят.

Таким образом, если даже имеется предмет (причина) конфликта, то есть некое обстоятельство, ущемляющее интересы части коллектива, то в результате действий членов коллектива по защите своих интересов конфликтная ситуация может сложиться, а может и не сложиться.

Это зависит от двух обстоятельств. Во-первых, от количества членов коллектива, чьи интересы так или иначе, прямо или косвенно ущемляются. В результате событие, вызвавшее это ущемление, может породить конфликт. Чем больше членов группы, чьи интересы так или иначе страдают, тем больше вероятность того, что возникнет конфликт. Во-вторых, это зависит от тех интересов, которые ущемляются. Чем “взрывоопаснее” интересы, которые ущемляются в результате такого события, тем больше вероятности, что это событие станет причиной конфликта и породит конфликтную ситуацию.

На практике, в реальной жизни всегда очень сложно “просчитать”, вызовет то или иное событие в коллективе конфликтную ситуацию или не вызовет. А это, в свою очередь, сужает возможности руководителя по предотвращению конфликтов. А лучший способ овладеть конфликтом - предотвратить его.

Действия людей в ситуации, когда нарушен баланс интересов, подчиняются определенному закону - ЗАКОНУ “КРИТИЧЕСКОЙ МАССЫ”[1].

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Гендерная социализация как условие формирования гендерного дисплея в юношеском возрасте
Каждый период жизни ставит перед человеком задачи развития, требующие для своего решения новых навыков и иного отношения. Большинство психологов утверждают, что подрастающее поколение неизбежно сталкивается с двумя важными задачами: Дост ...

Результаты коррекционной работы по оптимизации социальной адаптации детей с ЗПР посредством игры
Результаты первичной диагностики стали отправной точкой для реализации коррекционно-развивающей программы. Безусловно, работа по основным направлениям коррекционного воздействия в определенной степени затруднялась факторами объективного х ...

Сексуальная сфера личности
За последние 50 лет произошли огромные изменения в сексуальных установках. Однако недавние исследования говорят о том, что действительное сексуальное поведение может оказаться не таким свободным, как иногда предполагается. Понимание патте ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru