Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии

Страница 2

, на этой стадии разрешается конфликт между доверием и недоверием к окружающей жизни. 2 стадия - позднее

младенчество,длится от 1 года до 3х лет

, здесь разрешается конфликт между автономией и стыдом. 3стадия - раннее детство

длится с 3х до5 лет

, здесь разрешается конфликт между инициативностью и чувством вины с другой стороны. 4стадия - среднее детство, длится с 5 до 11 лет

, здесь ребенок разрешает конфликт чувства компетентности и трудолюбия с одной стороны и чувством неполноценности с другой стороны. 5 стадия - половое созревание – длится от 11 до 20 лет,

конфликт между личностным определением с одной стороны и конформизмом (степень подчинения мнению большинства) с другой стороны. 6 стадия - ранняя взрослость – длится от 20 до 35 лет,

разрешается конфликт между интимностью и общительностью с одной стороны и личностной изолированностью с другой стороны. Основная задача найти спутника жизни. 7 стадия - средняя взрослость

от 35 до 60 лет

, конфликт на этой стадии между заботой о воспитании нового поколения и погруженностью в себя. 8 стадия - поздняя зрелость - свыше 60 лет

, конфликт между удовлетворенностью прожитой жизни и чувством отчаяния. Периодизация

Колберга - теория морального сознания

, основной признак – формирование морали, морального сознания. Все мы проходим 3 уровня

морального сознания. 1 уровень – доморальный

. На этом уровне ребенок ориентируется на физические следствия своих поступков. Ребенок проходит через 2 стадии: - ребенок ориентируется на наказание

и ведет себя хорошо, для того, чтобы избежать наказание; - наивно – эгоистическая, ориентация по принципу: ты – мне, я – тебе. 2 уровень

конвенциональный,источник морали остается внешним и ребенок следует нравственным ожиданиям семьи или группы: 1стадия

– ориентация на роль хорошего мальчика или хорошей девочки (стадия младших школьников). 2 стадия –

это ориентация на авторитет группы т. е. я поступаю так, как считается правильным в нашей группе. (стадия подростков). 3 уровень –

автономная мораль,

нравственные нормы становятся внутренними. Также 2 стадии: 1 стадия

договорная о

риентация на соблюдение законов. 2 стадия – ориентация на

универсальные и общечеловеческие принципы добра и справедливости.

Третья группа возрастной периодизации называется – полисимптоматические, т. е. в основе лежит несколько симптомов, признаков.

К ним относятся периодизации отечественных психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева. Первая (1) периодизация Л.

Выготского

, он взял в основу несколько признаков или симптомов: а) Возрастные

новообразования

– это новый тип строения личности, новые психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. б) Наличие литических и

критических периодов

(кризисов) психического развития человека. в) Социальная ситуация

развития

– те специфические отношения, которые складываются между ребенком и взрослым на каждой возрастной ступени. г). Наличие в психическом развитии 2х зон:

актуального развития (ЗАР) и ближайшего развития (ЗБР). Зона активного развития

– то, что ребенок умеет делать сегодня самостоятельно. Зона ближайшего развития

– то, что ребенок не делает самостоятельно, но делает при помощи взрослого. На основе данных сочетаний Л. Выготский вывел свою теорию возрастной периодизации: 1.этап – кризис новорожденности, от рождения до 2х месяцев жизни; 2 .этап

– младенчество, от 2 месяцев до 1 года; 3 этап

– кризис 1 года жизни; 4 этап –

раннее детство, от 1года до 3х лет; 5 этап

– кризис 3х лет; 6 этап

– дошкольный возраст, с 3х до 7 лет; 7

этап

– кризис 7 лет; 8 этап

– младший школьный возраст, 7 - 12 лет; 9 этап

– 13 лет; 10 этап –

пубертатный (подростковый), 14 – 18 лет; 11 этап

– кризис 17 лет. Вторая (2) периодизация А.Н.

Леонтьева

– соглашается со всеми признаками Л. Выготского, и вывел новое понятие « ведущий вид деятельности» - это тот новый тип деятельности, характерный для каждой возрастной ступени, в рамках которого возникает и формируется возрастные новообразования. Он их выделяет 6.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Гениальность
Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от ...

Выводы
Психологический выход из семейного конфликта прямо или косвенно реализуется через изменение общения между членами семьи. При этом обнаруживается парадоксальное на первый взгляд отношение обратившихся за помощью людей к формам своего конфл ...

Деятельность и мышление человека.
Общие закономерности ВНД у человека и животных едины, однако ВНД человека имеет существенные отличия. Труд человека качественно отличается от поведения животных, не имеющих социально-детерминированной направленности. Поведение животных н ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru