Воображение как познавательный процесс. Генезис воображения ребенка – дошкольника
по данным О.М. Дьяченко, уровень творческого воображения детей несколько снижается. Это, по-видимому, связано с тем, что в этом возрасте ребенок нацелен, прежде всего, на усвоение и воспроизведение социальных норм и образцов деятельности. В среднем дошкольном возрасте у здоровых детей несколько снижается частота возникновения устойчивых страхов, как и необузданных детских фантазий. Аффективное воображение связано обычно с переживанием реальной травмы. Познавательное воображение
в этом возрасте связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, так как ребенок 4—5 лет
нацелен на следование образцам: дети воспроизводят одни и те же сюжеты, склонны к рисованию шаблонных графических схем и пр. К 4—5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Следующий этап в развитии воображении дошкольника — возраст 6—7 лет
. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уж свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их. Аффективное воображение
на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на изживание полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. В этом возрасте уже не нужна опора на внешние действия и реальные предметы: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внутреннем плане. Познавательное воображение в этом возрасте
не просто передает переработанные впечатления, но начинает искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов определяются овладением культуры игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или рисунка. На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения.
Еще по теме:
Стили воспитания
Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными (и родовыми) традициями. Здесь мы найдем продолжение тех же стилей воспитания, которые были направлены на ребенка еще в детстве.
Семья с высокой рефлексией и отв ...
Основы супружеской жизни
Важнейшая социальная функция каждого из нас – это создание семьи и воспроизводство человеческого рода.
Каковы же оправданные мотивы, побуждающие юношу и девушку вступить в брачный союз? Во все времена говорили, что таким мотивом является ...
Понятие мотивации в зарубежной психологии
В бихевиористских теориях
поведение рассматривается через схему "стимул реакция". Собственно направление поведения определяется энергией стимула. Для бихевиористов проблема мотивации не существенна, так как, с их точки зрения, ...