Воображение как познавательный процесс. Генезис воображения ребенка – дошкольника
, что детское воображение развивается в непосредственной связи с усвоением речи, которая способствует формированию ребенка о предмете в позволяет ему представить предмет, которого он никогда не видел. Л.С. Выготский указывал на то, что у детей с задержками в развитии речи отстает и развитие воображение. Характерной особенностью детского воображения является его яркость, большая эмоциональность. Многочисленные наблюдения показывают, что в своей игровой и изобразительной деятельности, в словесном творчестве ребенок дошкольного возраста воспроизводит те объекты и события, которые поражают его воображение, эмоционально его захватывают. Интересный рассказ, спектакль, события, взволновавшие ребенка, сейчас же находят отражение в его рисунках, играх. Как правило, сами сюжеты творческих игр у дошкольников определяются областью явлений, эмоционально значимой для детей в игре. В игре для ребенка чрезвычайно важно, чтобы взятая им роль была эмоционально привлекательна. Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психологических механизмов творческого воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко, в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста. Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную
. Основная задача познавательного воображения — это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами я смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого- либо события или явления. Аффективная функция
воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя - чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как раз и выполняют эту функцию. Познавательное и аффективное воображение достаточно четко прослеживается в режиссерской игре ребенка. О.М. Дьяченко и Е.М. Гаспаровой был разработан вариант режиссерской игры, позволяющий выявить особенности воображения ребенка. Уже в 2,5—3 года дети
отчетливо выделяются два типа воображения. Познавательное воображение обнаруживается в тех случаях, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает знакомые ему действия и их возможные варианты - кормление детей, укладывание их спать, прогулка с ними и пр. Аффективное воображение проявлялось в проигрывании своих переживаний, связанных в основном со страхами детей: милиционер или Баба Яга, или волк подстерегают непослушных детей, забирают и наказывают их. Очевидно, что в этих играх дети изживают собственные страхи и защищают себя от них. Следует напомнить, что аффективное воображение в этом возрасте работает особенно ярко. Характерно, что в раннем и младшем дошкольном возрасте
практически отсутствует планирование результатов воображения. Если ребенка попросить заранее сказать, что он собирается рисовать или как будет играть, он не сможет ничего сказать, а если и скажет, то его «план» может разрушить всю его деятельность. В 4—5 лет,
Еще по теме:
Развитие эмоций в юношеском возрасте
При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание молодого человека теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на спокойном эмоциональном фоне. Общая направленность юношей и девушек на будущее создает благопри ...
Методологический инструментарий в социологическом исследовании
субкультурных явлений
Научно-методологический инструментарий для исследования субкультурных явлений представляет собой совокупность концептуально взаимосвязанных методов, подходов, принципов, критериев и т.п. Наряду с этим в методологию включен инструментарий ...
Формы и этапы адаптации семьи, воспитывающей ребёнка с трудностями в
речевом развитии
Заслуживают внимания работы, раскрывающие формы и этапы адаптации к стрессу семьи, воспитывающей ребенка с трудностями в психическом развитии. Эта проблема обсуждается в зарубежной и отечественной литературе.
Ross А. О. и Shuchardt E. по ...