Возникновение группового тестирования

Материалы » Основные методы социально-психологических исследований » Возникновение группового тестирования

Страница 2

Наряду с тестами интеллекта, специальных и комплексных способностей возник еще один тип тестов, широко применяемых в учебных заведениях, - тесты достижений. В отличие от тестов интеллектов они отражают не столько влияние многообразного накопительного опыта, сколько влияние специальных проблем обучения на эффективность решения тестовых заданий.

История развития этих тестов может быть прослежена с момента перехода в бостонской школе устной формы экзаменов на письменную. В Америке тесты достижений используются при отборе сотрудников на государственную службу, начиная уже с 1872г г., а с 1883 г. их применение становится регулярным.

Другие виды диагностических методик.

Особое направление в психологической диагностики связано с разработкой различных методов диагностирования личности. С этой целью используются чаще всего не тесты, а особые методы, среди которых выделяются в первую очередь опросники и проективная техника.

Опросники, вероятно, являются самыми первыми психодиагностическими методами, заимствованными психологами из естествознания, опросники использовал Чю Дарвин.

Опросники – это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе, о своих переживаниях и отношениях в виде ответов.

Теоретической основой этого метода можно считать интроспекционизм. Возникший в глубокой древности в рамках религиозной идеологии, он содержал тезис о непознаваемости объективного изучения психических явлений. Отсюда вытекало предположение, что, кроме самонаблюдения, нет иных способов изучения сознания человека. Метод опросников можно рассматривать в качестве разновидности самонаблюдения.

Появление первых опросников связано с именем Ф. Гальтона, который использовал их не для изучения личностных качеств, а для оценки познавательной сферы человека. В конце XIX в. с помощью этого метода проводились исследования памяти (А. Бине, Е. Куртье), общих понятий (Т.Рибо), внутренней речи (О. Сен-Поль) и др.

Другим известным методом диагностики личности являются проективные техники. Их родоначальником традиционно считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоциативных теорий. Ассоциативная концепция в качестве ведущего принципа организации сознания человека использовала ассоциацию, понятие о которой ведет свое происхождение от Аристотеля.

Отечественные работы в области социально-психологической диагностики.

В противоположность вундовской психологии многие экспериментальные исследования в русской психологии проводились под знаком материалистических идей. У истоков этого направления находились два величайших корифея науки – И.М.Сеченов (1829-1905) и И.П.Павлов (1849-1936).

В трудах И.М.Сеченова начиная с 1863 г. Последовательно формируется материалистическое понимание психической деятельности. Изучая материальный субстрат психических процессов мозг, он построил рефлекторную теорию психической деятельности. Продолжателем его дела был И.П. Павлов, создавший теорию условных рефлексов и продолживший путь от объективных исследований по физиологии центральной нервной системы к изучению материальных свойств психических явлений.

Взгляды И.М.Сеченова и И.П.Павлова оказали решающее воздействие на мировоззрение видного представителя естественно-научного направления в психологии В.М.Бехтерева.[9, c 10]

Сочетая эрудицию психолога, физиолога, психиатра и невролога-клиниста, В.М.Бехтерев был и выдающимся организатором психологической науки, одним из руководителей ее прогрессивного крыла. Возглавив психоневрологический институт в Петербурге, он собрал в нем значительный коллектив исследователей, выполнивших целый ряд работ экспериментального характера.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс
Эмоциональные процессы (явления) делятся на аффекты, стрессовые состояния, настроения, собственно эмоции и чувства. В начале ХХ века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Аффекты почти всегда возника ...

Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии
Возрастная периодизация – это процесс деления всего психического развития человека на отдельные периоды и стадии. Л.С Выготский выделяет 3 основные группы возрастной периодизации: 1. Она основывается на биогенетическом законе Гетчинсон ...

Психологические причины страха
Наше восприятие мира не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие рамки, шаблоны, фильтры, стереотипы восприятия, которые прихотливо и разнообразно искажают реально ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru