Психологическая поддержка личностного развития студентов

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Психологическая поддержка личностного развития студентов

Страница 4

В качестве основных методов психологической поддержки, согласно вышеназванному положению выступают:

- психологическое просвещение;

- психологическое и психопрофилактическое консультирование;

- психологическая диагностика;

- психологический тренинг;

- психологическая коррекция;

- другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

В организационно-деятельностной структуре психологической поддержки студентов можно условно выделить три смысловых модуля: целевой, содержательно-технологический и организационно-управленческий.

Целевой модуль

является определяющим в построении всей системы психологической поддержки студентов. В его структуре имеет ключевое значение идея свободы личности в образовательном процессе. Реализация этой идеи предполагает постановку следующих целей:

- помощь студентам в конструировании автономного внутреннего мира;

- создание психолого-педагогических условий для развития личности;

- вооружение личности механизмами и способами саморазвития.

Цели психологической поддержки в вузе задают направление функционирования организационно-управленческого и содержательно-технологического модулей системы.

Содержательно-технологический модуль

системы представлен содержательным и технологическим блоками, каждый из которых опосредован целями психологической поддержки. Исходя из этого, содержание процесса психологической поддержки можно представить как систему действий педагогов, направленных на решение следующих задач:

стимулирование самоопределения личности;

помощь в индивидуализации и саморазвитии;

создание психолого-педагогических условий, оптимизирующих личностное развитие каждого студента.

Решение поставленных задач предполагает, в свою очередь, диагностику личностных параметров студентов, моделирование коррекционной работы и непосредственно коррекцию, осуществлямую с помощью различных технологий.

В технологическом плане психологическая поддержка выступает как система педагогических средств, включающих в себя различные формы, методы и приемы помощи личности в ее саморазвитии и самоактуализации. Определяющими в их подборе являются принципы личностноразвивающего образования, основанного на гуманистических идеях и реализующегося в субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса.

Работа по психологической поддержке студентов может осуществляться на учебных занятиях и в воспитательном процессе, при условии организации субъект-субъектного взаимодействия и выборе методов обучения и воспитания с позиций проблемно-исследовательского подхода.

Решающая роль в организации подобного взаимодействия отводится преподавателю, работающему со студентами. Однако, как показывают наши наблюдения, переход от функционально-ролевого к личностно-ориентированному взаимодействию достаточно сложен для многих преподавателей вуза. Это, очевидно, связано с тем, что ряд дисциплин ведут "узкие" специалисты, не обладающие специальными педагогическими и психологическими знаниями. Именно поэтому представляется целесообразной организация специальных занятий с преподавателями, например, в рамках школы молодого преподавателя и семинара кураторов (Приложение 3).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Толерантность в отношении национальных меньшинств
XXI век характеризуется все большим нарастанием глобализационных тенденций, и уже не осталось ни одной значимой сферы общественной деятельности, где бы эти тенденции не проявлялись. Рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру, св ...

Общая характеристика дошкольного возраста в психологической литературе
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше стан ...

Модель Сэловея и Мэйера
Первая и наиболее известная в научной психологии модель ЭИ была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru