Психологическая поддержка личностного развития студентов

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Психологическая поддержка личностного развития студентов

Страница 4

В качестве основных методов психологической поддержки, согласно вышеназванному положению выступают:

- психологическое просвещение;

- психологическое и психопрофилактическое консультирование;

- психологическая диагностика;

- психологический тренинг;

- психологическая коррекция;

- другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.

В организационно-деятельностной структуре психологической поддержки студентов можно условно выделить три смысловых модуля: целевой, содержательно-технологический и организационно-управленческий.

Целевой модуль

является определяющим в построении всей системы психологической поддержки студентов. В его структуре имеет ключевое значение идея свободы личности в образовательном процессе. Реализация этой идеи предполагает постановку следующих целей:

- помощь студентам в конструировании автономного внутреннего мира;

- создание психолого-педагогических условий для развития личности;

- вооружение личности механизмами и способами саморазвития.

Цели психологической поддержки в вузе задают направление функционирования организационно-управленческого и содержательно-технологического модулей системы.

Содержательно-технологический модуль

системы представлен содержательным и технологическим блоками, каждый из которых опосредован целями психологической поддержки. Исходя из этого, содержание процесса психологической поддержки можно представить как систему действий педагогов, направленных на решение следующих задач:

стимулирование самоопределения личности;

помощь в индивидуализации и саморазвитии;

создание психолого-педагогических условий, оптимизирующих личностное развитие каждого студента.

Решение поставленных задач предполагает, в свою очередь, диагностику личностных параметров студентов, моделирование коррекционной работы и непосредственно коррекцию, осуществлямую с помощью различных технологий.

В технологическом плане психологическая поддержка выступает как система педагогических средств, включающих в себя различные формы, методы и приемы помощи личности в ее саморазвитии и самоактуализации. Определяющими в их подборе являются принципы личностноразвивающего образования, основанного на гуманистических идеях и реализующегося в субъект-субъектном взаимодействии участников образовательного процесса.

Работа по психологической поддержке студентов может осуществляться на учебных занятиях и в воспитательном процессе, при условии организации субъект-субъектного взаимодействия и выборе методов обучения и воспитания с позиций проблемно-исследовательского подхода.

Решающая роль в организации подобного взаимодействия отводится преподавателю, работающему со студентами. Однако, как показывают наши наблюдения, переход от функционально-ролевого к личностно-ориентированному взаимодействию достаточно сложен для многих преподавателей вуза. Это, очевидно, связано с тем, что ряд дисциплин ведут "узкие" специалисты, не обладающие специальными педагогическими и психологическими знаниями. Именно поэтому представляется целесообразной организация специальных занятий с преподавателями, например, в рамках школы молодого преподавателя и семинара кураторов (Приложение 3).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Совместимость в молодой семье
Вступающие в брак молодые люди далеко не всегда имеют одинаковый уровень образования и культуры, различаются по характеру и темпераменту, пониманию жизненных ценностей, мировоззрению, установками и взглядами на жизнь и т. д. Но, несмотря ...

Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка
эмпирический психофизический параллелизм познание Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 168 ...

Особенности популярных и непопулярных подростков
Исследования популярных и непопулярные подростков, описание их характеристик в литературе достаточно скудны. Однако сами независимые понятия «популярный», «непопулярный» освещены в исследованиях (Е.О. Смирнова). Термин «популярность» отра ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru