Психологическая поддержка личностного развития студентов

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Психологическая поддержка личностного развития студентов

Страница 2

Под поддержкой понимается сложное образование, которое субъективно воспринимается как переживание положительно окрашенного чувства уверенности в себе, собственной нужности, возникающее при сопереживании и получении помощи. Семантически слово "поддержка" подразумевает помощь, содействие, стремление поддержать, т.е. "не дать упасть", "оказать помощь", "выступить в защиту", "не дать нарушиться чему-либо". cardenas

Оказывать психологическую поддержку можно посредством отдельных слов, высказываний, прикосновений, совместных действий, выражением лица, жестами и др. Особое значение приобретают навыки самоподдержки и самопомощи.

Психологическая поддержка становится востребованной не только в кризисных, травмирующих ситуациях, но и в наиболее ответственные периоды развития человека. Необходимо отметить, что спецификой поддержки в современных условиях является помощь в понимании, право на выбор, творчество и на ошибки с принятием добровольной ответственности.

Сущность психологической поддержки субъекта обучения и воспитания заключается в целенаправленном, активном сопровождении процесса формирования психически здоровой и развитой личности.

Таким образом, "поддерживающее развитие", по мнению Волковой А.И., есть не что иное, как предоставление субъекту возможности саморазвития (20, с. 19-22).

Психологическая поддержка не сводится к психологическому поглаживанию (одобрение, авансирование оценки и др.), а представляет собой сложную деятельность, в основе которой должна быть новая культура воспитания, ощущение внутренней свободы, творческие и демократические отношения педагога и учащегося.

Обобщение различных точек зрения позволяет заключить, что психологическая поддержка это вид межличностного взаимодействия, направленного на психологическую помощь субъекту, в ходе которого возникает положительно окрашенное чувство уверенности в себе, в своих возможностях.

Одной из главных форм психологической поддержки выступает личностное консультирование, адресованное тем, кто испытывает трудности в самореализации, в достижении целей, в удовлетворении потребностей, в принятии решений. Личностное консультирование предполагает в качестве ведущего вопроса не "Кто ты?", а "Что с тобой?" и гибкое соблюдение верной психологической дистанции. Характер психологической поддержки может варьироваться в зависимости от проблемы.

Существуют кризисные периоды развития личности, когда потребность в такой поддержке выражена более ярко. Кроме собственно возрастных кризисов, к ним относятся и кризисы, обусловленные значительными изменениями в социальном статусе личности. Одним из таких периодов является период обучения в вузе, адаптация в учебно-профессиональной деятельности.

Следует отметить необходимость типологически ориентированного подхода к проблеме психологической поддержки личности студента. Это обусловлено тем, что не все типы людей поддаются воздействию стандартно организованных методов и средств учебно-воспитательного процесса вуза, а так же имеют индивидуальные различия в уровне развития рефлексных способностей (52). Типологический подход, исходя из вышесказанного, может ориентироваться в психологической поддержке на эмоциональные механизмы личности, восполняя дефициты её эмоциональности, дефицит образа "Я" и притязаний. Он может содействовать восстановлению жизненной перспективы и оптимизации, то есть способствовать профессиональному и личностному самоопределению студентов. Кроме того, психологическая поддержка личности, оказывает воздействие, приводящая к "расширению сознания", может способствовать актуализации потребностей и способности к социальному мышлению, осмыслению и переосмыслению ценностей. Выход на более высокий уровень мышления обеспечит переход личности от роли исполнителя, объекта к роли субъекта, что в свою очередь позволит гуманизировать образование, имеющее в своей основе субъект-субъектные отношения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Психопедагогика в физической культуре
Многие педагоги, психологи, гигиенисты, физиологи, философы, врачи говорили о врожденном характере стремления к движению и о большом значении двигательной активности для жизнедеятельности человека. Естественная потребность в движении име ...

Барьеры в деятельности специалиста по PR
Специалист по PR часто сталкивается с множеством барьерами. Цель моего практического исследования - выявить какие барьеры коммуникации чаще всего встречаются в процессе общения у специалистов сферы PR и специалистов других процессов. А т ...

Категория художественно-эстетического вкуса в научной мысли отечественных и зарубежных мыслителей
В I тысячелетии до нашей эры в Древнем Китае, Индии, Греции философы обратили внимание на то, что в процессе чувствительного восприятия многих явлений действительности у людей возникает непосредственно-эмоциональное отношение к ним. Оно в ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru