Психологическая поддержка личностного развития студентов
Адаптация личности к внешним условиям выступает как одна из линий ее развития. Пассивная адаптация, обеспечивает только внешний комфорт и не ведет к раскрытию личностного потенциала. Активная адаптация, предполагая расширение поля деятельности и сознания личности, является предпосылкой реализации заложенного в ней потенциала.
Студенческий возраст является одним из этапов личностного становления, в ходе которого продолжается решение экзистенциальных проблем, осуществляется построение планов профессионального роста, реализуются притязания личности.
Одним из основных психологических противоречий этого возраста является противоречие между дальнейшим развитием механизма идентификации и обострением потребности к обособлению, а также ряд противоречий социального и педагогического характера, в процессе разрешения которых происходит становление личности студента.
1. Противоречие между сущностью нового социального статуса личности и связанным с этим возрастанием потребностей (физических, экономических, духовных) и реальными условиями жизни, характеризующимися жестким лимитом времени и материальных средств.
2. Противоречие между стремлением к самостоятельности и опекой старшего поколения.
3. Противоречия дидактические - между стремлением студентов к самостоятельности в отборе содержания, форм и методов обучения и требованиями вуза.
4. Противоречие между количеством и качеством поступаемой информации и невозможностью ее адекватной переработки в силу лимита времени, отсутствия опыта и недостаточной сформированности смысловой сферы.
Анализ результатов исследования позволил условно разделить психологические проблемы студентов на две группы: актуальные и глубинные. Первые связаны с осознанием субъектом элементов ситуации собственного развития, вторые проблемы связаны с особенностями личности и сознания, препятствующими адекватному отражению действительности, что снижает способность субъекта к конструктивному изменению объективной ситуации и себя.
Еще по теме:
Соотношение понятий: потребность, мотив, мотивация. Виды потребностей и
мотивов
Потребность. Это состояние живого существа, в котором проявляется его зависимость от конкретных условий существования
Мотив. Это внутреннее побуждение человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы, стремления, чувств ...
Психологические особенности подростка
Подростковый возраст – это остропротекающий период от детства к взрослости, он особенно отмечен развитием, поскольку все аспекты биологической, когнитивной и социальной жизни испытывают важные изменения. Он наиболее сложный как в его пере ...
Основные концепции лидерства
Личностный подход (теория «черт лидерства»)
[4].
В 1920-х годах ученые пытались определить, какие характеристики или личностные особенности являются общими для крупных лидеров. Они рассматривали особенности лидерства как относительно ст ...