Психологическая поддержка личностного развития студентов

Материалы » Механизмы психологической защиты и развитие личности студента » Психологическая поддержка личностного развития студентов

Страница 1

В многообразии нынешних кризисов, материальных и духовных, менее заметен, но не менее страшен кризис психологии человека. Проблема полноценной психической жизни человека встаёт особенно остро. Всё это ставит перед нами задачу выработки методов психологической помощи личности в её формировании.

Динамически изменяющиеся социальные условия еще более увеличивают давление, исходящее от педагогических стратегий, позиций и директивных установок педагогов "сегодняшнего дня". Вследствие этого в образовательных институтах субъект воспитания и обучения сталкивается с множеством вопросов и задач, связанных с его личностным становлением.

Решение данных проблем становится возможным не только при замене авторитарных стилей и методов воздействия на личностноразвивающие и психологически поддерживающие, но и при изменении основного направления современной педагогики и психологии с "опрежающего" развития на "поддерживающее" развитие. В этот термин вкладывается следующий смысл: поддерживать личность в различных устремлениях - к развитию, к познанию, к гармоничным отношениям со сверстниками, родителями и педагогами. Психологическая поддержка рассматривается современными теоретиками в психологии и педагогике как третья сторона образования, наряду с обучением и воспитанием.

Высокая выраженность затруднений психологического характера у студентов, с одной стороны, и недостаточная развитость системы психологической помощи в вузе - с другой, обусловили поиск соответствующих форм и методов работы, направленной на помощь студентам, в разрешении их психологических проблем и повышение их психологической резистентности.

В контексте нашего исследования под резистентностью личности (от англ. resistere - сопротивляться) понимается ее способность оказывать сопротивление многочисленным деструктивным (внешним и внутренним) факторам жизнеосуществления. Поиск путей повышения резистентности личности студентов связан во-первых, с выявлением тех личностных потенциалов, реализация которых позволила бы нейтрализовать деструктивные влияния, и, во-вторых, с выбором релевантной тактики психолого-педагогической помощи, в наибольшей степени способствующей реализации этих потенциалов. Это диктует необходимость разработки системы психологической поддержки студентов в учебном процессе вуза.

В теоретическом плане система психологической поддержки базируется на идее субъектности личности, развиваемой в последние годы В.А. Петровским, А.Г. Асмоловым, А.С. Огоневым, Е.М. Черепановой и другими; а также на идее свободы личности в образовательном процессе, получившей развитие в работах О. Газмана, А.Г. Асмолова, И.Б. Котовой, Е.Н. Шиянова, Е. Александровой, Т. Анохиной и других.

В соответствии с названными идеями, ключевой характеристикой развитой личности является ее свободоспособность, предполагающая способность к автономному существованию, способность к независимому и самостоятельному построению своей судьбы и отношений с миром, способность к самореализации и осуществлению индивидуального выбора.

Современная гуманистическая парадигма, обращаясь к субъектности человека, трактует психологическую поддержку как позитивное содействие в развитии его личности. Уже определены некоторые механизмы психологической поддержки: понимание, признание, авансирование, доверие, похвала, эмпатия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка. Конкретное содержание каждого из этих компонентов не является стабильным, оно ...

Основные достижения и закономерности психического развития младенца
Первую половину года можно назвать периодом эмоционального общения ребенка с взрослым. Первое полугодие жизни - совершенно уникальный период в жизни и ребенка, и взрослого. Это отношение является положительным и бескорыстным. В первом пол ...

Формирование сложных видов восприятия в дошкольном детстве
Восприятие величины И.М. Сеченовым в работе «Физиология органов чувств» было показано, что периферическим механизмом восприятия размера предмета является закономерное взаимодействие размера изображения на сетчатке глаза и сокращения гла ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru