Психологические особенности старшего подросткового возраста

Материалы » Межличностные отношения старших подростков и их социальный статус в классе » Психологические особенности старшего подросткового возраста

Страница 2

Данная особенность сочетании с небогатым пока еще жизненным опытом делает часто подростка очень одностороннего в своих суждениях и взглядах, слишком прямолинейным и нетерпимым. Он еще не умеет выявлять причинно-следственные связи, внимать и учитывать точку зрения другого человека. Эта особенность находит свое выражение и в отношении с людьми, с которыми он общается. Иногда человек лишь одним хорошим словом или поступком, или даже красивым жестом может завоевать расположение подростка и заставить его закрыть глаза на присущие этому человеку недостатки. И наоборот, какой-нибудь неблаговидный поступок, который не характерен для личности в целом, может в корне изменить отношение подростка к этому человеку. Этим объясняется имеющее место в этом возрасте «крушение авторитетов», безжалостность и жестокость.

Стремится не только больше знать, но и больше уметь. Обладает уже достаточно широкими и разносторонними интересами, которые расширяются и дифференцируются.

Требуется в этот период и выход за рамки общения своего класса, отряда, желание расширить социальные связи, что имеет двоякое значение: с одной стороны, обогащает опытом общения, с другой – расширяет социальные связи. Они с особым увлечением занимаются техникой, спортом, туризмом, участвуют в научных кружках. Этому способствует та огромная информация, которую повседневно получают старшие подростки по радио и телевидению.

Появляется повышенная активность, действенность. Но в отличие от младших подростков, нет стремления к получению оценки их деятельности со стороны взрослых; чаще наоборот, похвала вызывает обратную реакцию. Особенно агрессивно воспринимаются нравоучения, нотации, разговоры.

Подросток стремится все понять, сам во всем разобраться, уяснить свое отношение ко всему, что и кто его окружает. Отсюда склонность спорить, оспаривать, казалось, даже очевидные вещи, перестают принимать «на веру». В частых в этом время в спорах пытаются выявить свою точку зрения, и, если это удается, подросток начинает утверждать ее даже навязывая другим.

Происходит изменение в развитии моральных чувств и сознания. К этому времени подросток уже усвоил определенную систему моральных требований и овладел определенными нормами взаимоотношений между людьми. К этой области складывается сове личное отношение: одни нравственные нормы и требования начинают действительно определять все его поведение; другие остаются для него лишь внешними требованиями и либо не выполняются вовсе, либо выполняются только под давлением окружающих. Образование собственные моральных установок и требований определяют иной характер взаимоотношений старшего подростка не только с отдельными людьми, как мы об этом говорили выше, но и с коллективом в целом. Если в предшествующие годы для принятия детьми требований коллектива и подчинении им огромную роль играла стремление сохранить свое положение в коллективе и завоевать авторитет у товарищей, то теперь старший подросток уже может противостоять влиянию окружающих в том случае, когда он не соответствует его собственным требованиям – убеждениям.

Таким образом, на основе сознательно усвоенных моральных требований у старших подростков появляются известное «освобождение» от непосредственного влияния коллектива.

В этом значительное отличие старших подростков от младших, которые часто были готовы, не раздумывая, идти вслед за коллективом. Такого рода самостоятельность очень ценна, она необходима для становления личности. Появление достаточно осознанных моральных требований и оценок вносит значительные изменения в волевую сферу подростка. Напомним, что школьники более младшего возраста могли успешно действовать лишь в том случае, если цели деятельности и сама деятельность были для них достаточно привлекательны; длительная многоэтапная деятельность была им трудна, а препятствия их демобилизировали. Старшие же подростки, сознательно поставив перед собой цель, могут действовать даже в тех случаях, когда содержание деятельности их не привлекает или когда на пути достижения цели у них встречается серьезное препятствие.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Историческая справка
Пение – это род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека. Причем, ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и ...

Типы межличностных конфликтов
межличностный конфликт – это ситуация, «в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая ...

Понятие субкультуры. Субкультура как закономерное социальное явление
Что такое молодежная культура? Когда она возникает, в чем проявляется и как изменяется со временем? Для того, чтобы ответить на эти и другие интересующие нас вопросы, необходимо идти от самых истоков, вооружившись, прежде всего знанием кл ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru