Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга

Материалы » Психическая деятельность и вторая сигнальная система » Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга

ВНД человека протекает на двух уровнях – подсознания и сознания.

На уровне подсознания протекают следующие виды деятельности мозга. 1. Переработка ранее поступившей информации, устранение несущественной, выбор существенной и сохранение ее в памяти.

2. Восприятие подпороговых внешних раздражителей. На уровне подсознания можно выработать условные рефлексы

3. Переработка импульсов от внутренних органов. При чрезмерном возрастании импульсов от внутренних органов у человека могут возникнуть неопределенные, «темные» чувства, причина которых самому субъекту непонятна до тех пор, пока их интенсивность не достигнет сознания. Тогда они будут осознаваться в виде сигналов, указывающих на неблагополучие в соответствующей области организма. Появляются различные жалобы и неприятные субъективные ощущения, боли, что заставляет обратиться к врачу.

4. На уровне подсознания протекает хорошо отработанная автоматизированная деятельность, а также ходьба, бег и другая привычная деятельность, глубоко усвоенные нормы поведения, мотивационные конфликты, вытесненные из сознания. Ресурсы сознания в это время освобождаются и переключаются на другую деятельность.

5. Деятельность мозга во сне, направленная на переработку дневной информации и запоминание ее.

6. Интуиция (сверхсознание), связанная с процессами творчества, которые не контролируются сознанием. Интуиция – источник гипотез, открытий, возможных благодаря трансформации и рекомбинации следов памяти (энграмм). Осознаваемая деятельность мозга – это наиболее сложная форма психической деятельности человека, сюда относятся следующие ее виды.

1. Все виды психической деятельности (ощущения, восприятия, мышление, внимание и др.), связанные с абстрактным мышлением.

2. Неавтоматизированная физическая работа, особенно требующая научения.

3. Восприятие отклонений констант внутренней среды организма, вызывающих ощущение и мотивацию к деятельности, направленной на устранение этих отклонений. Подобные ощущения возникают при увеличении осмотического давления внутренней среды организма (жажда), при недостатке питательных веществ (чувство голода), половое влечение, при переполнении ряда внутренних органов (желудка, прямой кишки, мочевого пузыря).

4. Восприятие избыточной информации от внутренних органов, связанных с нарушением их деятельности (патологией).

Процессы, лежащие в основе сознания и подсознания, находятся в определенном динамическом соотношении, сдвиги могут быть в обе стороны. Если судить по биоэлектрическим реакциям, то состояние неосознаваемое и осознаваемое зависят от количества вовлеченных в реакцию нейрональных структур. В первом случае включается незначительное количество нейрональных структур коры и подкорки, во втором – в ответную реакцию включается вся система нейрональных «ансамблей» коры и подкорки. Реакции, протекающие на уровне подсознания, энергетически наиболее выгодны, наиболее экономны. Это первичный фильтр для всей поступающей в мозг информации. Если использовать метод дозированного раздражения и сопоставлять с появлением уровней подсознания и сознания, исследуя вызванные потенциалы, то можно отметить, что стимул осознается, если его продолжительность составляет 100 – 300 мс, если он короче, то не достигнет сознания. Данные, полученные исследователями, подтверждают, что на бессознательном уровне имеет место также семантический анализ с вовлечением обоих полушарий. Только после выявления семантических свойств словесного раздражителя определяются активирующие влияния на кору. Наилучшие условия осознанного восприятия обеспечиваются механизмами внимания.

Таким образом, психическая деятельность осуществляется только в бодрствующем состоянии. ВНД может протекать как осознаваемая, так и подсознательно, в том числе и во время сна.

Еще по теме:

Типы привязанности
М. Эйнсворт и ее студенты во время проведения исследования в Балтиморе наблюдали малышей и их матерей в домашних условиях в течение первого года жизни детей, пребывая в их домах примерно 4 часа каждые 3 недели. Когда младенцам было 12 мес ...

Интеллектуальная готовность к школьному обучению
Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка. Конкретное содержание каждого из этих компонентов не является стабильным, оно ...

Особенности профессиональной деятельности специалиста по PR
межличностный коммуникация барьер взаимопонимание Public Relations- весьма богатое понятие. Оно включает в себя: · Все что может улучшить взаимопонимание между организацией и теми с кем эта организация вступает в контакт, как внутри так ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru