Барьеры массовой коммуникации

Барьеры коммуникации » Барьеры массовой коммуникации

Страница 1

Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

В качестве оснований классификации коммуникативных барьеров целесообразно выделить среду (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и самого человека как главного действующего лица любого коммуникативного акта.

Выделяют 4 класса барьеров.

1.Барьеры, обусловленные факторами среды

К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

· акустические помехи - шум в помещении или за окном, ремонтные работы, звонки телефона и т.д.;

· отвлекающая окружающая обстановка - все то, что способно отвлечь внимание собеседников (яркий или тусклый свет и т.д.);

· температурные условия - слишком холодно или жарко в помещении;

· погодные условия - дождь, ветер, давление и т.д.

Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

2. Технические барьеры

Технический барьер состоит в том, что те или иные явления мешают найти и получить нужную информацию. К техническим барьерам относятся «шумы» и «помехи». Понятие «шум» ассоциируется с технологическими проблемами, и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником. Источник шума обладает способностью разрушать информацию, тем самым он увеличивает степень неопределенности приемника. Можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые обусловлены и человеческим фактором: неправильное использование техники связи; неправильным выбором технического средства для передачи сообщения.

Па первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий коммуникативные проблемы решены. Но большинство барьеров коммуникации обусловлено человеком.

3. Человеческие барьеры

Человеческие барьеры можно разделить на межъязыковой, социальный, психологический, психофизиологический, социо-культурный барьеры коммуникации. Рассмотрим каждый барьер подробно.

1) Межъязыковые барьеры

Участники коммуникации говорят на разных языках и не могут найти общего в общении.

2) Социальные барьеры.

Барьер связан с разными положениями в обществе и разным социальным группам. Социальный барьер делится еще на барьеры:

· Барьер разного уровня жизни;

· Барьер национальных культур;

· Барьер лжи и обмана.

3) Психологические барьеры

В качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, застенчивость, стыдливость). Психологические барьеры выполняют две основные функции:

· Функция психологического препятствия;

· Функция психологической защиты.

4) Психофизические барьеры

Такие барьеры могут возникать вследствие психофизических нарушений (заикание, картавость, потеря голоса, глухота).

5) Социокультурные барьеры

Люди являются представителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, социальной группы. Все это порождает социокультурные барьеры.

4. Барьеры сообщения

Барьеры сообщения также можно разделить на барьеры:

1) Семантический барьер

В сообщении используется многозначные слова.

2) Фонетический барьер

В сообщении используется быстрая, невыразительная или медленная речь; акценты (звуки- паразиты)

3) Стилистический барьер

Стиль сообщения не соответствует ситуации существования.

4) Логический барьер

Внутри сообщения сложная логика рассуждений.

5) Профессиональное неприятие

6) Нестандартные участники сообщения

Объект сообщения не соответствует открытию привлекательности.

7) Инерция включенности

При столкновении сообщения с другими проблемами, яркость и значимость в сообщении не является настолько сильной, чтобы отвлечь его.

Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Для многих людей умение «донести» свое мнение, свои знания до партнера- часть профессии, поэтому они должны уделять первостепенное внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Вывод
В период от 11 до 19 лет происходит бурное развитие эмоций человека. Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет) характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон поляр ...

Профессиональный стресс и проблема эмоционального выгорания в деятельности учителя
В сознании людей выработалось стереотипное отношение к профессиям, связанным с людьми: практически всегда подчеркивается позитивный аспект работы. Но очевидно, что именно работа с людьми в силу высоких требований, особой ответственности и ...

Волевое действие
Воля. Определяется тем, в какой мере человек способен преодолевать препятствия и трудности на своем пути к цели, умеет ли управлять своим поведением, подчинять свою деятельность поставленным задачам. Волю можно понимать как психическую де ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru