Застенчивость у подростков

Материалы » Феномен детской и подростковой застенчивости » Застенчивость у подростков

Второй период повышенной застенчивости у детей приходится на подростковый возраст [25, c.217]. Изменение социально-экономической ситуации в обществе, изменение ценностных ориентаций людей привело к искажению восприятия застенчивого человека и более того к отрицанию данной характеристики личности у старшеклассника. Однако исследования психологов говорят о том, что, напротив, почти половина молодых людей страдает от застенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет застенчивыми являются 50 процентов мальчиков и 60 процентов девочек [11, c.34].

Примерно в возрасте 12–14 лет у подростков внутренний взор направлен на собственное Я, усиливается склонность к самоанализу и самонаблюдению, подросток пытается найти себя в окружающем мире. Часто в этом возрасте самооценка человека является неадекватной, заниженной, подросток уверен, что окружающие имеют о нем исключительно плохое мнение, считает себя неинтересным и незначительным. Такая подозрительность, если ребенок не может с ней справиться самостоятельно, и может перерасти со временем в депрессивное состояние. Вступление в пору юношества характеризуется повышением самооценки и самоуважения, и постепенно застенчивость ослабевает.

Застенчивые подростки, как правило, ненавидят свою стеснительность, мечтают от нее избавиться и стать такими, как остальные – смелыми, раскрепощенными, легкими в общении. Подростка мучают сомнения, тревоги и переживания из-за своей робости, он тоскует и страдает. Порой это выплескивается в сверхкомпенсацию застенчивости, когда подросток начинает вести себя сверхуверенно, вызывающе, иногда даже нахально и агрессивно. В такие периоды подростки могут грубить людям, которых на самом деле очень уважают, вести себя неадекватно, совершать поступки, на которые в обычном состоянии не смогли бы решиться. Такое поведение вызвано стремлением подростка быть таким же, как и все, и доказать всему свету, что он совершенно не застенчив, а наоборот, смел и раскрепощен. Ведя себя таким образом, подросток понимает, что поступает неправильно, но не может остановиться без посторонней помощи [4, c.151].

Таким образом, застенчивость может уродливо трансформироваться в наглость, девиантное поведение. И это серьезная проблема - не только медицинско-психологическая, но и социальная. От того, получит ли застенчивый подросток квалифицированную помощь, зависят его дальнейшая судьба, благополучие в профессиональной и личной жизни.

В этот период для подростков характерны такие акты самоутверждения, как побеги из дома родителей, увлечение татуировками, пирсингом, иногда спиртным и наркотиками как знак проявления независимости и потребности принимать самостоятельные решения. В это время для подростка особенно важна психологическая поддержка и понимание близких людей.

Переход из подросткового возраста в юношеский приводит к переоценке понятий и ценностей. В том числе меняется отношение к застенчивости, особенно под влиянием того, что в этот период у молодых людей повышается самооценка, приходит самоуважение и понимание ценности своей личности.

По мнению многих психологов и педагогов, застенчивость является одной из самых распространённых и сложных проблем межличностных отношений. Известно, что затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, чрезмерная сосредоточенность на себе, приводит к потере веры в свои силы, в возможность чего-либо достичь. Теряется доверие к другим людям. Это приводит к тому, что человек становится неактивным строителем жизни, в полной мере реализующем свой творческий потенциал, а пассивным участником событий [4, c.156].

Таким образом, подростковый возраст является вторым пиком повышенной застенчивости. Застенчивость у подростка может либо приводить к депрессии, вплоть до суицида, либо уродливо трансформироваться в наглость, девиантное поведение. С переходом в юношеский возраст большинству людей удается преодолеть свою застенчивость.

Еще по теме:

Типы межличностных конфликтов
межличностный конфликт – это ситуация, «в основе которой противоречие, воспринимаемое и переживаемое участниками ситуации (или, по крайней мере, одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая ...

Практическое использование зонального пространства
Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. Первая, когда "нарушитель" является нашим близким родственником или другом, или же человеком имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда нарушитель п ...

Психологический смысл понятия «рефлексия»
Понятие «рефлексия» - одно из центральных категорий психологической науки, и на теоретическом уровне основоположниками отечественной психологии проработано в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики челов ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru