Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

Материалы » Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии

Огромное значение для развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных межличностных взаимоотношений. Изучением межличностных отношений в семьях нормально развивающего ребёнка, занималась большая группа учёных (А.А.Бодалев, Л.И.Божович, И.В.Дубровина, М.И.Лисина, А.С.Спиваковская). Исследованию же проблем семьи, межличностных отношений в семьях, имеющих ребёнка с трудностями речевого развития, посвящено сравнительно немного работ. Анализ отдельных проблем семьи с отклонениями у ребёнка изложена в трудах Т.Г.Богдановой, Т.А.Добровольской, С.Д.Забрамной, В.В.Ткачёвой, Г.А.Мишиной, А.С.Спиваковской и др. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия особо развивающегося ребёнка с окружающими, восприятия этого ребёнка близкими для него людьми и развития самого ребёнка как личности. В социальной ситуации развития болеющего ребёнка дошкольного возраста первостепенное значение имеет родительское отношение к нему, препятствующее преодолению болезни (В.В.Николаева, А.А.Михеева, В.Н.Касаткин, И.В.Равич-Щербо, А.Г.Румянцев). Поэтому без анализа детско-родительских отношений невозможно целостное понимание развитие личности ребёнка. Необходимо подчеркнуть один важный аспект, заключающийся в том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребёнка в общество. Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых.

Межличностные взаимоотношения в семье занимают одно из важных мест в процессе развития ребёнка. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе, закладываются основы нравственности, формируются базовые стереотипы поведения и культурные нормы, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества ребёнка, реализуются эмоциональные предпочтения. Семья способствует самоутверждению ребёнка, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность, оказывает психологическую поддержку и защиту, спасает от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром.

Исследование данной проблемы даёт возможность выявить особенности родительского отношения к своим детям, отношение детей к родителям, особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте. В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой – глубокие, внутренние, психологические проблемы, обусловленные рождением нездорового ребёнка. Именно это не позволяет супругам оптимально организовать между собой межличностные отношения, а так же со своим ребёнком.

Выявление особенностей межличностных отношений в семьях, имеющих ребёнка с задержкой речи, позволит наметить пути и способы психокоррекционной работы по оптимизации детско-родительских отношений, что определяет актуальность избранной темы исследования.

Таким образом, в качестве проблемы нашего исследования избраны особенности межличностных взаимоотношений в семье, имеющей детей с отклонениями в развитии речи, которые во многом зависят от глубины и проявления дефекта, а так же микросоциальных условий в которых находится ребёнок (семья, детское образовательное учреждение). Исходя из актуальности проблемы, были сформулированы цели и задачи, определен предмет исследования.

Еще по теме:

Понятие общения
Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и пото ...

Восприятие. Общая характеристика
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собо ...

Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка и качество успеваемости ребенка в школе
Сегодня взрослый разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные, потому матери и отцу хочется провод ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru