Заключение

Материалы » Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи средствами игротерапии » Заключение

Проведённое исследование было посвящено изучению межличностных отношений в семьях детей с задержкой развития речи.

Был изучен и учтён накопленный в психологии и дефектологии теоретический и экспериментально-практический опыт исследования межличностных отношений и детей с задержкой речи. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам межличностных отношений, семейного воспитания, типов родительского отношения определил важное значение семьи в формировании личности ребёнка, её первостепенную роль в дальнейшей её социализации. Проблема семейных отношений определяется как важнейшая в течение последних десятилетий. Однако до сих пор эта область изучена еще недостаточно. Поэтому особенно важным, сегодня становится вопрос всестороннего изучения этой области. Изучение семейных межличностных взаимоотношений осложнено многими факторами:

Во-первых, сложностью семьи как социальной и психологической системы. Семья включает в себя большое число всевозможных отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социального окружения, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д.

Во-вторых, отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. Пока не выработана общая теория, которая могла бы стать основой для изучения семьи, вместо нее имеется значительное количество школ, течений и направлений с различными, нередко трудно сопоставимыми подходами.

В-третьих, тем, что предметом семейной психологии является та область жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов, и представление о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Каждый человек имеет свой собственный семейный опыт и зачастую исходит только из него, пытаясь понять, что такое семейные отношения вообще.

В-четвертых, изучение семьи осложняется скрытностью (интимностью) многих происходящих в семье событий, а также их изменчивостью и отсутствием четких контуров.

Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных отношений в семьях с детьми с задержкой речевого развития показал, что для понимания ситуации необходимо с одной стороны, восприятие семейных отношений ребёнком. С другой стороны, важно иметь представление о реакции родителей на дефект ребёнка, проанализировать их взгляды на возможность взаимодействия с ним, а так же выявить субъективное отношение родителей на личные отношения супругов друг с другом.

На основе результатов исследования были получены данные об особенностях детско-родительских и межличностных отношениях.

В семьях нормально развивающихся детей отношение к ребёнку характеризуется активностью и противоречивостью. Родитель здорового ребёнка отвергает его, воспринимает плохим и неудачливым, испытывает к ребенку досаду, раздражение, обиду, не доверяют и не уважает его, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Но при этом взрослый проявляет интерес к тому, что интересует ребенка, поощряет его самостоятельность и инициативу, стараясь быть с ним на равных. В данных семьях наблюдаются эмоционально - тёплые отношения и симпатия в паре. Во главе семейной системы стоит любовь родителей и сильное стремление взрослого не отпускать от себя ребёнка, ощущать себя с ним единым целым, стремится удовлетворить любую его потребность, оградить от трудностей и неприятностей в жизни. Помощь детям в их личностном становлении выражается в симбиотическо – авторитарном типе родительских отношений, направленного на совместную кооперацию.

В семьях детей с общим недоразвитием речи отношение к ребёнку, характеризуются принятием, симбиозом и инфантилизацией. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, одобряет его интересы и планы, считает неудачи ребёнка разрешимыми и верит в его способности, при этом учитывая интересы, мысли, желания, чувства и поступки. Поэтому говорить о межличностных отношениях между супругами очень сложно, т.к. во главе семейной системы стоит ребёнок, вокруг которого объединяются родители и направляют всё своё внимание, заботу и ласку на него.

На основе проведённого исследования была составлена программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (III уровня) в возрасте 6-7 лет и их родителей, средствами игротерапии. которая помогает успешно решать задачи, которые стоят в логопедических группах, и помогает менять восприятие родителем своего ребёнка.

В ходе проведённого экспериментального исследования была подтверждена гипотеза, о том, что в процессе игротерапии происходит существенная гармонизация межличностных отношений в семье с ребёнком, имеющим задержку развития речи.

ребенок задержка речь игротерапевтический коррекция межличностный

Еще по теме:

Онтогенез темперамента и роль воспитания
По мере накопления научных данных, по мнению Я. Стреляу, стала очевидной бессмысленность вопроса «Наследственность или среда?», поскольку каждая форма поведения, от самой простой до наиболее сложной, представляет собой результирующую обои ...

Проблема школьной тревожности в психологии
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые ...

Психолого-педагогические средства формирования защитных механизмов и стратегий совладающего поведения у подростков
Учитывая, что подростковый период в большинстве научных источников рассматривается как наиболее стрессогенный и конфликтный период в онтогенетическом развитии человека, были выделены определенные критерии, которые могут способствовать воз ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru