Психологические особенности "трудных" школьников
Проблема трудных учащихся - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогики и частных методиках просто отпала
Эффективные психолого-педагогические методы требуют индивидуального подхода к трудным школьникам. Более того, к представителям одной и той же категории трудных детей, например недисциплинированных, могут быть применены различные средства воспитательного воздействия, исходя из их личностных особенностей и разнообразия причин, вызвавших те или иные трудности. Но в то же время нельзя упускать из виду, что школьник - это целостная личность. А поэтому способы исправления отдельных его недостатков есть способы дополнительной специфической коррекции психического развития ребенка, непосредственно связанные со всем комплексом методов общего развития личности.
Когда говорят о трудных школьниках, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления - трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая - трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. "Трудные" дети чаще не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Состав трудных детей далеко неординарен, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:
1. педагогической запущенностью
2. социальной запущенностью
3. отклонениями в состоянии здоровья
В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, а в других - их сочетания, комплекса. В тех случаях когда эту трудность преодолеть не могут, появляется "трудный", "неисправимый" ребенок. В этот разряд нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.
- Особенности учебной деятельности социально и педагогически запущенных детей
- Недостатки характера у детей и подростков
- Типология детско-подростковой дезадаптации
- Психологические особенности "трудных" детей
- Заключение
Еще по теме:
Характеристика основных методов социально-психологической диагностики и
особенности их применения в прикладной социальной психологии
Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы: методики высокого уровня формализации и методики малоформализованные.
К формализованным методикам относятся тесты, опросники, проект ...
Одаренность
Понятие одаренности не получило единого общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна, ведущего психолога в современной трактовке проблемы одаренности:
«Одаренность - это общая ...
Возникновение и формирование взаимоотношений в малой
группе
Перед спортивной группой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив.
Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет т ...