Заключение

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Заключение

Страница 1

В данной работе рассматривались особенности взаимоотношений психических состояний и когнитивных процессов в учебной деятельности студентов. В ходе теоретического анализа проблемы раскрыта актуальность темы исследования, выяснена специфика отношений состояний и когнитивных процессов как самостоятельных категорий психических явлений, в качестве основы эмпирических исследований принята теоретическая модель взаимодействия и динамический (диахронный) подход (Я. А. Пономарев, Н. М. Пейсахов). Теоретическое осмысление проблемы позволило выдвинуть предположение о влиянии личностных характеристик (рефлексивности и личностного смысла) на динамику взаимосвязи состояний и когнитивных процессов, что определило методологическую базу исследования — субъектно- деятельностный подход (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский).

Проведено обширное предварительное исследование, подтвердившее эффективность выбранной схемы исследования для решения поставленных задач, уточнившее феноменологические особенности психических состояний на различных этапах учебной деятельности студентов, наметившее пути дальнейших эмпирических исследований.

Результаты основного исследования подтвердили предположение об опосредующем и регулирующем влиянии личностных характеристик (рефлексивности и личностного смысла) на взаимосвязь состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности. Было показано, что состояния и когнитивные процессы образуют единую интерактивную систему, структурная организация которой синхронно изменяется под воздействием различных этапов учебной деятельности и личностных факторов.

Согласованное изменение структурной организации состояний и когнитивных процессов свидетельствует о высокой степени их взаимной обусловленности и совместной включенности в деятельность. Подобная синхронность может реализовываться на основе саморегуляции мозговой активности. Полученные результаты косвенно свидетельствуют о важной роли нейропсихологических методов и моделей в исследовании проблемы взаимодействия состояний и когнитивных процессов, разрабатываемых в последнее время (М. D. Lewis).

Итогом работы являются следующие выводы:

1. Теоретический анализ проблемы исследования позволяет выделить рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений психических состояний и когнитивных процессов. Рефлексивность, личностный смысл и временной фактор оказывают совокупное влияние на взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов.

2. Уровневые показатели рефлексивности опосредуют взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов. Регулирующая функция рефлексивности связана с ее уровневыми характеристиками: высокий уровень рефлексивности способствует высокой продуктивности когнитивных процессов при меньших энергетических затратах; средний уровень рефлексивности обеспечивает достижение максимальной продуктивности когнитивных процессов при условии активизации состояний высокой интенсивности; низкий уровень рефлексивности характеризуется минимальной продуктивностью когнитивных процессов на всем диапазоне изменения интенсивности состояний.

3. Личностный смысл влияет на организацию взаимодействия когнитивных процессов и психических состояний в учебной деятельности студентов. Доминирование процессуальной направленности личностного смысла (по сравнению с направленностью на самоутверждение) в ситуациях учебной деятельности усиливает взаимосвязь когнитивных процессов и состояний средней и низкой интенсивности. В то же время снижается уровень интеграции когнитивных процессов с состояниями высокого уровня интенсивности. В количественном отношении это выражается в увеличении продуктивности когнитивных процессов при менее интенсивных состояниях.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Уровни анализа причинности в психологии
Т.В. Корнилова в рамках экспериментальной психологии рассматривает три уровня реализации принципа причинности: 1. Мир психологической реальности, «открытый человеку в его субъективном опыте, и исследователю, который реконструирует данную ...

Особенности продуктивных видов деятельности в дошкольном возрасте
К продуктивным видам деятельности относят: изобразительную деятельность и конструирование. В исследованиях детского рисунка В. Штерн отмечал – рисунок ребенка не изображение конкретно воспринимаемого предмета, ребенок изображает то, что ...

Что мешает творчеству
Кроме чувств, стимулирующих творческую деятельность, есть чувства, тормозящие творческие усилия. Самый опасный враг творчества − страх. Особенно он проявляется у людей с жесткой установкой на успех. Боязнь неудачи сковывает воображе ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru