Теоретические аспекты исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов
По мнению Д. В. Люсина, несмотря на различное понимание термина "эмоция", этими различиями можно пренебречь, поскольку существуют инвариантные представления относительно природы эмоций. Они рассматриваются как состояние организма, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом плане. Это состояние выражает готовность реагировать на ту или иную ситуацию [93, с.ЗЗЗ]. Вместе с тем, в отечественной психологии готовность к действию обычно связывают с понятием "установка", которое Д. Н. Узнадзе трактовал как целостное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности [20, с.556].
В целом, как отмечает Г. Бреслав, границы между эмоциями, настроениями, состояниями настолько размыты, что вопрос их "разведения" имеет лишь дидактический смысл. Поэтому многие исследователи применяют "психологически нейтральный" термин "эмоциональные явления" [21].
Таким образом, имеются теоретические основания, чтобы понимать эмоции как кратковременные состояния определенной модальности, длительности и интенсивности. В состав эмоций, как правило, включают подструктуры переживаний, поведения и физиологических процессов.
В заключение вводной части обозначим ключевые вопросы, рассмотрению которых будет посвящена первая глава. Первый вопрос будет посвящен проблеме соотношения психических состояний и когнитивных процессов как отдельных категорий психических явлений. На основании анализа теоретических представлений по данному вопросу, будет выбран метод исследования, обуславливающий логику и организацию последующих эмпирических исследований. Второй вопрос связан с поиском и выделением в отношениях состояний и когнитивных процессов различных аспектов с целью последующего эмпирического анализа.
Еще по теме:
Психологические особенности подростка
Подростковый возраст – это остропротекающий период от детства к взрослости, он особенно отмечен развитием, поскольку все аспекты биологической, когнитивной и социальной жизни испытывают важные изменения. Он наиболее сложный как в его пере ...
Разнообразие подходов к проблеме возрастной периодизации в психологии
Возрастная периодизация
– это процесс деления всего психического развития человека на отдельные периоды и стадии. Л.С Выготский выделяет 3 основные группы возрастной
периодизации: 1. Она основывается на биогенетическом законе Гетчинсон ...
Концепция самоактуализации А. Маслоу
А. Маслоу утверждает, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека. В частности, он решительно критиковал поглощенность З. Фрейда изучение ...



