Теоретические аспекты исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов

Материалы » Взаимодействие психических состояний и когнитивных процессов в ходе учебной деятельности студентов » Теоретические аспекты исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов

Страница 2

По мнению Д. В. Люсина, несмотря на различное понимание термина "эмоция", этими различиями можно пренебречь, поскольку существуют инвариантные представления относительно природы эмоций. Они рассматриваются как состояние организма, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом плане. Это состояние выражает готовность реагировать на ту или иную ситуацию [93, с.ЗЗЗ]. Вместе с тем, в отечественной психологии готовность к действию обычно связывают с понятием "установка", которое Д. Н. Узнадзе трактовал как целостное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности [20, с.556].

В целом, как отмечает Г. Бреслав, границы между эмоциями, настроениями, состояниями настолько размыты, что вопрос их "разведения" имеет лишь дидактический смысл. Поэтому многие исследователи применяют "психологически нейтральный" термин "эмоциональные явления" [21].

Таким образом, имеются теоретические основания, чтобы понимать эмоции как кратковременные состояния определенной модальности, длительности и интенсивности. В состав эмоций, как правило, включают подструктуры переживаний, поведения и физиологических процессов.

В заключение вводной части обозначим ключевые вопросы, рассмотрению которых будет посвящена первая глава. Первый вопрос будет посвящен проблеме соотношения психических состояний и когнитивных процессов как отдельных категорий психических явлений. На основании анализа теоретических представлений по данному вопросу, будет выбран метод исследования, обуславливающий логику и организацию последующих эмпирических исследований. Второй вопрос связан с поиском и выделением в отношениях состояний и когнитивных процессов различных аспектов с целью последующего эмпирического анализа.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Проблема соотношения общего и особенного в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах
Для психологов совершенно очевидно, что взрослым, воспитывающим и обучающим детей, общающимся с ними и работающим в направлении их развития, обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей. Дошкольное и младшее школьное детство г ...

Формы проявления нарушений поведения у подростков
В социально–психологических и педагогических исследованиях для обозначения девиации в поведении человека используются различные определения: деликвентное поведение, девиантное поведение, асоциальное поведение и т. п. Нормальное (адекватн ...

Общая характеристика подросткового возраста
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот переход подразделяется на два этапа: подростковый возраст и юность (ранняя и поздняя). Однако хронологические границы этих возрастов часто опре ...

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru