Теоретические аспекты исследования отношений психических состояний и когнитивных процессов
По мнению Д. В. Люсина, несмотря на различное понимание термина "эмоция", этими различиями можно пренебречь, поскольку существуют инвариантные представления относительно природы эмоций. Они рассматриваются как состояние организма, проявляющееся на физиологическом, психологическом и поведенческом плане. Это состояние выражает готовность реагировать на ту или иную ситуацию [93, с.ЗЗЗ]. Вместе с тем, в отечественной психологии готовность к действию обычно связывают с понятием "установка", которое Д. Н. Узнадзе трактовал как целостное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее актуально развертывающейся деятельности [20, с.556].
В целом, как отмечает Г. Бреслав, границы между эмоциями, настроениями, состояниями настолько размыты, что вопрос их "разведения" имеет лишь дидактический смысл. Поэтому многие исследователи применяют "психологически нейтральный" термин "эмоциональные явления" [21].
Таким образом, имеются теоретические основания, чтобы понимать эмоции как кратковременные состояния определенной модальности, длительности и интенсивности. В состав эмоций, как правило, включают подструктуры переживаний, поведения и физиологических процессов.
В заключение вводной части обозначим ключевые вопросы, рассмотрению которых будет посвящена первая глава. Первый вопрос будет посвящен проблеме соотношения психических состояний и когнитивных процессов как отдельных категорий психических явлений. На основании анализа теоретических представлений по данному вопросу, будет выбран метод исследования, обуславливающий логику и организацию последующих эмпирических исследований. Второй вопрос связан с поиском и выделением в отношениях состояний и когнитивных процессов различных аспектов с целью последующего эмпирического анализа.
Еще по теме:
Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах
У понятия "ценность" в гуманитарных науках странная, во многом парадоксальная судьба. Оно не имеет своего четко определенного места. Психологи до сих пор не могут прийти к согласию относительно того, что такое ценность и нужно л ...
Отношения с окружающими
Изменяются с поступлением в школу и отношения ребенка с окружающими. Учитель обращается к нему, как правило, строже, чем воспитательница, в которой он видел «заместительницу» мамы. И дома к нему уже относятся по-другому: как к человеку, у ...
Настроение, собственно эмоции и чувства
Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным, туманным, почти что мистическим. Например, в обыденном сознании оно часто понимается как хорошее или плохое «расположение духа», как настрой (наличие или отсутствие ...