Внимание как проявление активности человека. Становление видов и свойств внимания в детском возрасте

Материалы » Предмет и задачи детской психологии » Внимание как проявление активности человека. Становление видов и свойств внимания в детском возрасте

Страница 1

Внимание

– это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком – либо объекте или, Внимание

– это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Сущность внимания проявляется, прежде всего, в отборе

значимых, соответствующим потребностям, соответствующих данной деятельности воздействий и игнорировании

(торможении, устранении) других, несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания

(сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль

протекания деятельности. Физиологические механизмы внимания

. 1. Ориентировочный рефлекс

– врожденная реакция организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. 2. Перифирические

механизмы– настройка органов чувств (прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука). 3. Центральные механизмы

внимания – связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. 4. Закон индукции нервных проце

ссов (используемый И.П. Павловым) – возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция

) или сменяется торможением данного участка мозга (последовательная индукц

ия). 5. Принцип

доминанты– временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Виды внимания

. 1. Непроизвольное

внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу, каких – то особенностей. Наиболее простое, пассивное, вынужденное т. к. оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. 2. Произвольное внимание

– это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. 3. Послепроизвольное внимание

– вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Оно является самым эффективным и длительным. Свойства внимания

. 1. Устойчивость

– способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на коком – либо объекте, предмете деятельности не отвлекаясь и не ослабляя внимание. 2. Концентрация

– есть степень сосредоточения сознания на объекте. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрирование внимание. 3. Распределение внимания

– это умение выполнять одновременно несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. 4. Переключение

– сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. 5. Объем вниманияопределяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Младенческий возраст

. Внимание выражается в безусловно ориентировочных реакциях по отношению к воздействующему раздражителю. Эти реакции появляются на 1-ом месяце жизни и носят название реакции сосредоточения, выражаются в наилучшей установке воспринимаемого органа на объект, в повышении его чувствительности, что обеспечивает наилучшие условия восприятия. По мере развития взаимодействия между ребенком и окружающей средой появляются более сложные формы внимания, - ориентировочно – исследовательские реакции. Ребенок вслед за установкой рецептора начинает рассматривать, ощупывать объект. В 2-3 месяца, в результате общения со взрослым, можно овладеть вниманием ребенка, организовать ознакомление с окружающей обстановкой, вызывая сенсорную реакцию на тот или иной объект. Для привлечения внимания ребенка взрослый в ходе общения начинает использовать слово и жест, впоследствии ребенок сам начинает использовать указательный жест, а по мере овладения речью – и слово.

Ранний возраст

. Внимание ребенка непроизвольное, непреднамеренное. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Многое зависит от привлекательности предмета, действия с ним. Ребенок раннего возраста еще плохо переключает свое внимание, легко отвлекается, еще не может выделить из окружающей обстановки те или иные элементы, руководствуясь поставленной целью, отвечающей задаче действия. Может сосредоточенно и относительно долго рассматривать какой – либо предмет, ощупывать его, действовать с ним. Ребенок 2,5–3х лет, в какой – то мере может быть внимательным не только к чувственно воспринимаемым объектам, но и к словесному описанию, дающему яркие и отчетливые образы. Может внимательно слушать небольшие стихи, сказки и представлять себе то, что в них говориться. Дошкольный возраст. Произвольное

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Концептуальные основы молодежной субкультуры
Единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры сегодня нет. Каждая наука понятия “субкультура” интерпретирует и описывает с позиций своих предмета и методологии. Поэтому в науке сформировался ряд наиболее распространенных подх ...

Рефлексивный, смысловой и динамический аспекты отношений состояний и когнитивных процессов
При выделении различных аспектов отношений состояний и когнитивных процессов мы руководствовались теоретическими положениями отельных авторов, результатами экспериментальных исследований, показывающими важную роль той или иной характерист ...

Понятие адаптации
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru