Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка и качество успеваемости ребенка в школе

Материалы » Характер взаимосвязи типа родительского отношения и качества успеваемости ребенка в школе » Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка и качество успеваемости ребенка в школе

Страница 3

Адекватность позиции взрослого базируется на точной оценке специфик своего ребенка, на умении узнать, осмыслить и почитать его индивидуальность. Эластичность родительской воззрения рассматривается как готовность и способность изменять стиль общения, способы влияния на ребенка по критерию его взросления, а также в связи с разнообразными модифицированием условий его жизни семьи. Позиция прогностичности выражается в ее направлении на «зону ближайшего развития» ребенка и на проблемы завтрашнего дня, в опережающей инициативе взрослого, в изменении общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития [10].

Изучение литературы по проблеме взаимодействия родителей и детей (А.А. Бодалев, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, О.В. Кербиков, С.В. Ковалев, А.Е. Личко, М.Е. Литвак, Г.Е. Сухарева, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер и др.) свидетельствует о многообразии типологий деструктивных стратегий. Их анализ показывает, что все типологии моделей детско-родительских отношений строятся на основе различного вида отклонений (в стилях воспитания, в межличностных отношениях). Кроме того, детско-родительские отношения, как правило, сводятся к отношениям «мать – ребенок» [2, 4].

Воздействие семьи, а также семейного воспитания на психологические качества ребёнка и становление

его персоны неоднократно изображено и аргументировано. В последнее время, в связи с имеющимися нравственно-психологическими и социо-культурными вариантами, которые случаются в российской семье. Эта проблема детско-родительских отношений делается более жизненной для проведения психологических исследований. Но, тем не менее, для таких исследований нужен адекватный метод разбора и оценки родительского отношения к ребёнку.

Необходимо заметить, что особенность родительского отношения, в настоящее время изображается главным образом политической терминологией (авторитаризм, либерализм, демократия и т.п.). Подобная особенность терминологии отображает недостаточную изученность понятийного аппарата, а это абсолютно необходимо для научной обоснованности исследовательских технологий.

Так как отношение родителя к ребенку становится одним из вариантов межличностных отношений, мы отталкивались от того, что теоретическая база для изображения и анализа родительских отношений обязана основываться на общей доктрине межличностных отношений. Чаще всего плодотворным представляется подход, в соответствии с которым межличностные отношениям сформированы на двух полярных началах (полюсах): овеществлении и персонификации, устремлении к единству, союзу, родству и тяге к «самости», индивидуации. В одной ситуации человек принципиально не объединяем к каким-то определенным характеристикам. Но он причастен к субъекту и объединен с ним снаружи; в другой ситуации – проявляет себя как самодостаточная личность, обладающая определёнными свойствами и характеристиками [39, 40].

Базируясь на этих утверждениях, мы отталкивались от того, что родительские отношения сформированы из двух основных принципов: личностном, где ребёнок выступает как монолитная личность, а также предметном, где ребёнок становится темой воспитания, управления. Таким образом, эти два начала, не являются различными видами или формами отношений. Они организуют два аспекта, в обусловленной мере свойственных каждому абстрактному отношению. Отличие конкретных связей сдвигается к преобладанию и к выраженности каждого из этих двух факторов. Целостностью и противоположностью таких аспектов обусловливается неоднозначность и сложность отношений между людьми.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru