Методы психологического обеспечения

Материалы » Современная психопедагогика и спорт » Методы психологического обеспечения

Страница 2

2. Вследствие этого деятельность психолога была малоэффективна. Анализ работы спортивных психологов позволяет нам констатировать:

1) численность специалистов такого рода не достаточна;

2) среди работающих имеются как выпускники институтов физической культуры, так и выпускники факультетов психологии;

3) эффективность их работы зависит от того, насколько одни овладели психологическими знаниями и умениями, а другие - спецификой того или вида спорта;

4) одни легко входят в спортивный коллектив, но сводят психологическую подготовку к эмпирической работе на уровне здравого смысла; другие с трудом входят в команду, пытаются грамотно провести обследование, но их результаты и объяснения не находят понимания среди практиков спорта;

5) основой не эффективности работы "психологов" является не столько то, что они говорят на "разных языках", сколько наличием двух, пока не совместных, развитых научно практических инфраструктур: психологии и спорта. Таким образом, можно фиксировать, с одной стороны, разрыв между потребностью спорта в психологических средствах и отсутствием подготовки специалистов этой межпредметной области, а с другой - разрыв между специалистами психологии и спорта. Вместе с тем, психологическая наука настоятельно, после долгих десятилетий пребывания на периферии общественной жизни, нуждается в выходе на практику, а спортивная наука также настоятельно требует новых представлений и техник подготовки.

Учитывая все эти обстоятельства и тенденции современного этапа развития, необходимо исходить из того, что спорт (как и физическая культура) есть одна из форм общественного устройства, одна из форм жизнедеятельности человека, есть определенный образ жизни, со всеми вытекающими следствиями. Заслуга ХХ век в том, что спорт стал профессией, стал одной из форм "трудовой" деятельности. Спорт представляет собой на настоящий момент развитую инфраструктуру, неотъемлемую часть мировой культуры, отрасль производства материальных и духовных ценностей, производящая и воспроизводящая психологический мир человека - личность спортсмена и тренера. Исходя из этого, становится наглядно видно роль и необходимость психолога в сфере спорта и физической культуры. Поэтому речь идет не о психологическом обеспечении подготовки (Горская Г.Б., 1995), которая является лишь отдельным компонентом более общей деятельности психолога, а о психологическом обеспечении всего спортивного пространства, всей спортивной культуры, участии психологической науки в "спортивном производстве человека". Следовательно, к настоящему времени созданы все условия и предпосылки для задания области, межпредметной по своему содержанию, которую можно обозначить как спортивная психология.

Проделанный нами анализ позволил выделить ряд узловых проблем, возникающих перед спортсменом и тренером, и которые, в свою очередь, требуют психологического решения. Эти проблемы возникают в связи с овладением, развитием, совершенствованием и реализацией спортивной деятельности. Одни проблемы как бы концентрируются на стороне спортсмена, другие на стороне тренера, третьи коренятся в системе взаимоотношений "спортсмен - тренер". Можно констатировать, что спортивная деятельность (как впрочем и любая другая культурно-историческая форма деятельности) является источником порождения не только специфических проблем спортсмена и тренера, но и психических новообразований личности.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Сексуальная сфера личности
За последние 50 лет произошли огромные изменения в сексуальных установках. Однако недавние исследования говорят о том, что действительное сексуальное поведение может оказаться не таким свободным, как иногда предполагается. Понимание патте ...

Адаптация инвалидов
В связи с травмирующим переживанием получения инвалидности у данной категории людей возникла критическая ситуация жизнедеятельности. Это привело к низкому уровню развития интерсубъективности, что в свою очередь приводит к снижению адаптив ...

Одаренность
Понятие одаренности не получило единого общепризнанного определения. Наиболее распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна, ведущего психолога в современной трактовке проблемы одаренности: «Одаренность - это общая ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru