Методы психологического обеспечения

Материалы » Современная психопедагогика и спорт » Методы психологического обеспечения

Страница 1

Исходя из анализа теоретических и практических работ в области психологии спорта психологическое обеспечение подготовки спортсменов определяется как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-тренировочного процесса, высокую надежность и результативность соревновательной деятельности. К основным составляющим психологического обеспечения подготовки спортсменов следует отнести анализ требований, предъявляемых видом спорта, в котором оно проводится, к психике спортсменов, планирование подготовки спортсменов с учетом психологических факторов, обучающие и развивающие программы, направленные на формирование необходимых спортсменам психотехнических навыков, развитие профессионально важных свойств психики; коррекционные и реабилитационные программы, связанные с оказанием помощи спортсменам и тренерам в решении возникающих у них психологических проблем; программ обеспечения выступлений в ответственных соревнованиях; программы психологического контроля.

Соглашаясь в целом с таким представлением, а также сохраняя все положительное, что было накоплено за десятилетия работы психологов в спорте, подведем предварительные итоги этого этапа развития. Представления о психологической подготовке, как и сама практическая работа психологов, постоянно обогащались и развивались. Следствием этого явилось, во-первых, наметившая тенденция смены ориентиров в работе психологов и выход на новый уровень видения психологической подготовки; во-вторых, новым обобщением явилось представление о психологическом обеспечении; в-третьих, назрел вопрос о создании межпредметной области - спортивной психологии. Другими словами, речь идет не только об эпизодическом участии психологов в спорте, не только об исследованиях проблем и не только о консультативно-диагностических мероприятиях, а о непосредственной практической работе психолога, а следовательно о создании новой предметно-прикладной области. Обобщая целый цикл работ, кратно выделим главное.

1. Анализ работ по психологической подготовке показал, с одной стороны, их необходимость, а с другой - их недостаточность. Это связано с тем, что процесс подготовки и его предмет - готовность, являются результатом и следствием воздействия многих объективных и субъективных факторов, которые в конечном итоге оказывают влияние на психику спортсмена, а следовательно являются психологическими по своему содержанию. В связи с этим, требуется анализ всех переменных процесса подготовки, а не только анализ одной составляющей - состояние спортсмена.

К основным недостаткам такого представления можно отнести:

а) в содержательном плане работа психолога была ограничена умением владеть психорегуляцией или другими разновидностями (гипноз, внушение и т.д.). Конечно это положительный момент в работе, но это лишь одно из средств в арсенале психологической деятельности. Отвечая запросам спортивной практики, психология вынуждена была значительно обеднить свою помощь и не реализовывать имеющиеся многочисленные средства;

б) объектом подготовки являлся спортсмен. При этом, тренер, как главное управляющее звено всем спортивно-педагогическим процессом, выпадал из процесса подготовки, и следовательно из психологического рассмотрения. На наш взгляд, во-первых, спортсмен является не объектом воздействия тренера или психолога, а полноправным участником процесса подготовки, т.е. субъектом этого процесса; во-вторых, сегодня психологическая подготовка требуется не только спортсмену, но и тренеру, а также всем, задействованным в подготовке;

в) до сих подготовка была ориентирована на отдельные структуры личности спортсмена (свойства, процессы, функции), а не на целостную, системную психическую организацию внутреннего мира человека-спортсмена;

г) подготовка как одна из форм работы психолога была, в основном, обеспечена диагностическим методами, по результатам которых предлагались частные рекомендации тренеру, который, в свою очередь, волен был принимать или не принимать их. Психолог в этом процессе не являлся организующим процесс и от него мало что зависело. Широкий набор средств и методов, формирующих личность человека, разработанных в западной и советско-российской психологии оказался до сих пор не востребованным.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Классификация видов психологического тренинга
Для классификации тренинга применяются различные основания: теоретическая ориентация конкретных программ, цели тренинга, уровень психической организации, на котором ожидаются изменения. Одним из самых очевидных способов классификации явл ...

Понятие адаптации
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в ...

Эффект «ожиданий»
Он реализуется в «имплицитных теориях личности», т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru