Методы психологического обеспечения

Материалы » Современная психопедагогика и спорт » Методы психологического обеспечения

Страница 1

Исходя из анализа теоретических и практических работ в области психологии спорта психологическое обеспечение подготовки спортсменов определяется как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-тренировочного процесса, высокую надежность и результативность соревновательной деятельности. К основным составляющим психологического обеспечения подготовки спортсменов следует отнести анализ требований, предъявляемых видом спорта, в котором оно проводится, к психике спортсменов, планирование подготовки спортсменов с учетом психологических факторов, обучающие и развивающие программы, направленные на формирование необходимых спортсменам психотехнических навыков, развитие профессионально важных свойств психики; коррекционные и реабилитационные программы, связанные с оказанием помощи спортсменам и тренерам в решении возникающих у них психологических проблем; программ обеспечения выступлений в ответственных соревнованиях; программы психологического контроля.

Соглашаясь в целом с таким представлением, а также сохраняя все положительное, что было накоплено за десятилетия работы психологов в спорте, подведем предварительные итоги этого этапа развития. Представления о психологической подготовке, как и сама практическая работа психологов, постоянно обогащались и развивались. Следствием этого явилось, во-первых, наметившая тенденция смены ориентиров в работе психологов и выход на новый уровень видения психологической подготовки; во-вторых, новым обобщением явилось представление о психологическом обеспечении; в-третьих, назрел вопрос о создании межпредметной области - спортивной психологии. Другими словами, речь идет не только об эпизодическом участии психологов в спорте, не только об исследованиях проблем и не только о консультативно-диагностических мероприятиях, а о непосредственной практической работе психолога, а следовательно о создании новой предметно-прикладной области. Обобщая целый цикл работ, кратно выделим главное.

1. Анализ работ по психологической подготовке показал, с одной стороны, их необходимость, а с другой - их недостаточность. Это связано с тем, что процесс подготовки и его предмет - готовность, являются результатом и следствием воздействия многих объективных и субъективных факторов, которые в конечном итоге оказывают влияние на психику спортсмена, а следовательно являются психологическими по своему содержанию. В связи с этим, требуется анализ всех переменных процесса подготовки, а не только анализ одной составляющей - состояние спортсмена.

К основным недостаткам такого представления можно отнести:

а) в содержательном плане работа психолога была ограничена умением владеть психорегуляцией или другими разновидностями (гипноз, внушение и т.д.). Конечно это положительный момент в работе, но это лишь одно из средств в арсенале психологической деятельности. Отвечая запросам спортивной практики, психология вынуждена была значительно обеднить свою помощь и не реализовывать имеющиеся многочисленные средства;

б) объектом подготовки являлся спортсмен. При этом, тренер, как главное управляющее звено всем спортивно-педагогическим процессом, выпадал из процесса подготовки, и следовательно из психологического рассмотрения. На наш взгляд, во-первых, спортсмен является не объектом воздействия тренера или психолога, а полноправным участником процесса подготовки, т.е. субъектом этого процесса; во-вторых, сегодня психологическая подготовка требуется не только спортсмену, но и тренеру, а также всем, задействованным в подготовке;

в) до сих подготовка была ориентирована на отдельные структуры личности спортсмена (свойства, процессы, функции), а не на целостную, системную психическую организацию внутреннего мира человека-спортсмена;

г) подготовка как одна из форм работы психолога была, в основном, обеспечена диагностическим методами, по результатам которых предлагались частные рекомендации тренеру, который, в свою очередь, волен был принимать или не принимать их. Психолог в этом процессе не являлся организующим процесс и от него мало что зависело. Широкий набор средств и методов, формирующих личность человека, разработанных в западной и советско-российской психологии оказался до сих пор не востребованным.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Особенности учебной деятельности в современной школе
В общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А. Диствервегом, в нашей стране - К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким, П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупне ...

Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка
Ранняя детско-родительская привязанность, формирующаяся по типу запечатления и имитации поведения родителей, существенно влияет на способность ребенка в школьном и более старшем возрасте адекватно социализироваться, приобретать правильные ...

Возрастные, социально психологические особенности старшего школьного возраста
В старшем школьном возрасте происходят существенные морфофункциональные изменения, кульминацией которых является физическая и половая зрелость. У мальчиков и девочек эти изменения включают в себя быстрый рост, развитие репродуктивных орга ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru