Методы психологического обеспечения

Материалы » Современная психопедагогика и спорт » Методы психологического обеспечения

Страница 1

Исходя из анализа теоретических и практических работ в области психологии спорта психологическое обеспечение подготовки спортсменов определяется как систему мероприятий, направленных на мобилизацию резервов психики спортсменов, обеспечивающих высокую эффективность учебно-тренировочного процесса, высокую надежность и результативность соревновательной деятельности. К основным составляющим психологического обеспечения подготовки спортсменов следует отнести анализ требований, предъявляемых видом спорта, в котором оно проводится, к психике спортсменов, планирование подготовки спортсменов с учетом психологических факторов, обучающие и развивающие программы, направленные на формирование необходимых спортсменам психотехнических навыков, развитие профессионально важных свойств психики; коррекционные и реабилитационные программы, связанные с оказанием помощи спортсменам и тренерам в решении возникающих у них психологических проблем; программ обеспечения выступлений в ответственных соревнованиях; программы психологического контроля.

Соглашаясь в целом с таким представлением, а также сохраняя все положительное, что было накоплено за десятилетия работы психологов в спорте, подведем предварительные итоги этого этапа развития. Представления о психологической подготовке, как и сама практическая работа психологов, постоянно обогащались и развивались. Следствием этого явилось, во-первых, наметившая тенденция смены ориентиров в работе психологов и выход на новый уровень видения психологической подготовки; во-вторых, новым обобщением явилось представление о психологическом обеспечении; в-третьих, назрел вопрос о создании межпредметной области - спортивной психологии. Другими словами, речь идет не только об эпизодическом участии психологов в спорте, не только об исследованиях проблем и не только о консультативно-диагностических мероприятиях, а о непосредственной практической работе психолога, а следовательно о создании новой предметно-прикладной области. Обобщая целый цикл работ, кратно выделим главное.

1. Анализ работ по психологической подготовке показал, с одной стороны, их необходимость, а с другой - их недостаточность. Это связано с тем, что процесс подготовки и его предмет - готовность, являются результатом и следствием воздействия многих объективных и субъективных факторов, которые в конечном итоге оказывают влияние на психику спортсмена, а следовательно являются психологическими по своему содержанию. В связи с этим, требуется анализ всех переменных процесса подготовки, а не только анализ одной составляющей - состояние спортсмена.

К основным недостаткам такого представления можно отнести:

а) в содержательном плане работа психолога была ограничена умением владеть психорегуляцией или другими разновидностями (гипноз, внушение и т.д.). Конечно это положительный момент в работе, но это лишь одно из средств в арсенале психологической деятельности. Отвечая запросам спортивной практики, психология вынуждена была значительно обеднить свою помощь и не реализовывать имеющиеся многочисленные средства;

б) объектом подготовки являлся спортсмен. При этом, тренер, как главное управляющее звено всем спортивно-педагогическим процессом, выпадал из процесса подготовки, и следовательно из психологического рассмотрения. На наш взгляд, во-первых, спортсмен является не объектом воздействия тренера или психолога, а полноправным участником процесса подготовки, т.е. субъектом этого процесса; во-вторых, сегодня психологическая подготовка требуется не только спортсмену, но и тренеру, а также всем, задействованным в подготовке;

в) до сих подготовка была ориентирована на отдельные структуры личности спортсмена (свойства, процессы, функции), а не на целостную, системную психическую организацию внутреннего мира человека-спортсмена;

г) подготовка как одна из форм работы психолога была, в основном, обеспечена диагностическим методами, по результатам которых предлагались частные рекомендации тренеру, который, в свою очередь, волен был принимать или не принимать их. Психолог в этом процессе не являлся организующим процесс и от него мало что зависело. Широкий набор средств и методов, формирующих личность человека, разработанных в западной и советско-российской психологии оказался до сих пор не востребованным.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Кризис старшего дошкольного возраста в работах Л.С. Выготского
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский предложил разделить периоды жизни на кризисы, на которые приходится период наиболее благоприятной реализации какой либо функции или способности. Выяснено, что ребенок при переходе от дошко ...

Классификация мотивов
Истоки современных теорий мотивации следует искать там, где впервые зародились сами психологические знания. Взгляды на сущность и происхождение мотивации человека на протяжении всего времени исследования этой проблемы неоднократно менялис ...

Формирование ценностей в подростковом возрасте
подросток психологический ценностный Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru