Психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу

Материалы » Роль мотивации достижения в развитиии личности » Психологические различия в поведении людей, мотивированных на успех и неудачу

Страница 2

У людей, мотивированных на успех, работа, направленная на достижение цели, вызывает лишь положительные эмоции. Эти люди уверены в успехе и за действия, направленные на его достижение, ожидают одобрений. Неудачи в этом случае переоцениваются, но переживания непродолжительны; субъект, мотивированный на успех, способен мобилизовать свои силы и даже вернуться к задаче, в решении которой потерпел неудачу. Субъекты, мотивированные на избегания неудач, пытаются в последствии не сталкиваться с подобными задачами и желают к ним больше никогда не возвращаться.

Подобное поведение можно объяснить с точки зрения уровня притязаний и оценки своих способностей. Индивиды, мотивированные на избегание неудач, обладают нереалистичным уровнем притязаний и, как правило, игнорируют объективную информацию о своих способностях. Люди с доминирующим мотивом достижения успеха имеют адекватный средний уровень притязаний, который повышается после успеха и снижается после неудачи, также способны реалистично оценивать свои возможности при постановке задач.

Оценку способностей можно считать одним из критериев профессионального самоопределения. Так, люди, мотивированные на успех, имея адекватную оценку своих способностей, выбирают, как правило, профессии, соответствующие имеющимся знаниям, умениям и навыкам. Субъекты, мотивированные на избегание неудач, в нередких случаях неверной оценки своих возможностей не могут определиться с выбором профессии и зачастую предпочитают слишком легкие или слишком сложные виды профессий[18].

Значимая отдаленная во времени цель стимулирует деятельность людей с доминирующим мотивом достижения успеха, в ситуации выбора между немедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченным по времени, они выбирают последнее, а люди с низкой склонностью к достижению, отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Также отмечено, что мотивированные на успех склонны фокусироваться на «большой цели», они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могут достаточно долго ждать; воспринимают и переживают время как «целенаправленное и быстрое», тогда как для мотивированных на неудачи время представляется как «бесцельно текущее» («Время — это постоянно струящийся поток») [7].

Различия в поведении людей с разными доминирующими мотивами прослеживается и в предпочитаемых ими способах самоконтроля. Мотивированные на успех используют рациональные стратегии, направленные на повышение значимости практической активности, и самоинструкции, обязывающие удерживать направленность познавательных и эмоциональных процессов на актуальной ситуации. Мотивированные же на неудачи выбирают самоинструкции, обязывающие не отвлекаться на неактуальные аспекты ситуации и рациональные стратегии, обесценивающие значимость общей цели. При этом их эмоциональный контроль направлен на релаксацию (успокоение и самоуверенность), тогда как у людей с мотивацией достижения успеха эмоциональный контроль обеспечивает активацию через чувства, подобные гневу и недовольству собой [7].

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Мотивация педагогической деятельности
Человек, выбирая профессию, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру, факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем богаче потребности человека, тем боле ...

Структура личности тренера
Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К.К.Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры. В первую подструктуру входят мировоззренческие и нравственные качества личности трен ...

Недостатки характера у детей и подростков
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в прочетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Час ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru