Организация и методическое обеспечение

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Организация и методическое обеспечение

Страница 2

Анкета для родителей помимо общих содержала вопросы, нацеленные на установление уровня дефектологических знаний; определение отношения к интегрированному обучению как показателя реального отношения к нетипичности, для конкретизации позиции родителей в данном вопросе и определения готовности к принятию и сотрудничеству; осознание необходимости и реальное ее воплощение в качестве бесед с ребенком о существовании детей с проблемами в развитии и воспитания в ребенке толерантного отношения к ним. Анкетирование проводилось только с родителями детей, посещающих массовый детский сад (см. Приложение 3).

Методика М. Панфиловой «День рождения» [25].

Целью методики является определение потребности у ребенка в общении, и его эмоциональные предпочтения в общении как показатель качества протекания социальной адаптации и залог ее успешности, и значимости социального окружения. Процедура проведения представляет собой беседу с ребенком о дне рождении, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Затем ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который необходимо рассаживать гостей. Можно использовать и заготовку. Ребенку предлагается выбрать стул, за который сядет он и отметить его звездочкой или снежинкой. Далее ребенок садит кого-либо рядом с собой и т.д. Может быть, он захочет убрать лишний или добавить стульчики.

Качественно-количественный анализ результатов осуществляется исходя из следующих параметров в соответствии со средненормативными показателями:

1. Потребность в общении:

- использованы все «стульчики», добавляются новые – желает общаться в широком кругу;

- «стульчики» убираются – желает общаться лишь с близкими людьми;

- выбирает игрушки, предметы – не сформированность потребности в общении;

2. Эмоциональные предпочтения:

- люди располагаются рядом с ребенком – близкие, доверительные, приятные отношения;

3.Значимость социального окружения:

- количественное преобладание людей или предметов – наличие опыта общения с ними;

- отмечается половое преобладание в общении (мальчики, девочки);

- преобладание какой-либо группы (семья, двор), значимость соответствующей среды в общении.

К социометрическим методикам была отнесена техника «Подари открытки» Ленок А. [22].

Целью методики является выявление сплоченности группы. Претензий на лидерство и реальных возможностей их осуществления, авторитетность определенных лиц из окружения.

Процедура проведения. Ребенку прелагается выбрать, кому бы он подарил открытки: первую, вторую, … Данные фиксируются. Экспериментатором опрашивается вся группа и составляется таблица, подсчитывается количество выборов. Затем составляется социограмма. Во внутреннем круге располагаются «лидеры» - дети, получившие наибольшее количество выборов. В следующем круге находятся «предпочитаемые дети». В третьем круге – «принятые». За пределами круга оказываются «отверженные», не получившие ни одного выбора.

Суть следующей методики «Два дома» также была раскрыта А. Ленок [22].

Целью методики является установление симпатий и антипатий ребенка в плане активного межличностного взаимодействия, прямо связанных с размещением ”жильцов по домикам”. Качественно-количественный анализ результатов осуществляется путем подсчета выборов ребенка, учета их характера и места в общей картине социальной ситуации развития ребенка.

Процедура проведения. На листе бумаги рисуются два домика. Один из них красного цвета, другой – черного. Ребенку предлагается пригласить в свой красный домик тех, кого он захочет. А в черный – с кем не хочет играть и разговаривать.

Далее, с учетом полученных результатов, была разработана коррекционная программа, получившая название «Я и мир вокруг меня. Путь к взаимопониманию». Данная программа состояла из 3 разделов, содержание которых отражало основные направления коррекционной работы в рамках социального развития: расширение круга общения, обогащение содержания общения, оптимизация общения со сверстниками и взрослым окружением; формирование позитивного образа «Я» ребенка с выстраиванием адекватной системы положительных личностных оценок. Специфика программы заключалась в понятии «толерантность», которое раскрывалось через воздействие на детей массового детского сада с целью снятия негативного, напряженного, заимствованного от родителей отношения к проблемным детям, расширение знаний об их проблемах и формирование понимания и принятия особенностей других. Параллельно проводилась работа и с родителями по расширению диапазона их дефектологических знаний и изменение стереотипного отношения к нетипичности, оформившегося в современном обществе. Безусловно, что вся означенная работа проводилась с использованием главного средства оптимизации социальной адаптации – игры.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Личностная рефлексия
Личностный аспект рефлексии ориентирует понимание рефлексии как процесса переосмысления, как механизма «не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа «я» - физическое тело», «я» - ...

Виды неформальных групп
Гопники - молодые люди криминальной направленности, проводящие много времени вне дома и занимающиеся добычей денег, причем чаще всего не очень честными способами, о чем говорится в их гимне: "Гоп - стоп, мы подошли из-за угла…" ...

Мышление следователя
Практическое мышление в процессе трудовой деятельности именуют оперативным. Термин "оперативный" допускает различные толкования: оперативной можно назвать деятельность, состоящую из ряда операций либо протекающую особенно быстро ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru