Организация и методическое обеспечение

Материалы » Процесс оптимизации социальной адаптации посредством игровой деятельности » Организация и методическое обеспечение

Страница 2

Анкета для родителей помимо общих содержала вопросы, нацеленные на установление уровня дефектологических знаний; определение отношения к интегрированному обучению как показателя реального отношения к нетипичности, для конкретизации позиции родителей в данном вопросе и определения готовности к принятию и сотрудничеству; осознание необходимости и реальное ее воплощение в качестве бесед с ребенком о существовании детей с проблемами в развитии и воспитания в ребенке толерантного отношения к ним. Анкетирование проводилось только с родителями детей, посещающих массовый детский сад (см. Приложение 3).

Методика М. Панфиловой «День рождения» [25].

Целью методики является определение потребности у ребенка в общении, и его эмоциональные предпочтения в общении как показатель качества протекания социальной адаптации и залог ее успешности, и значимости социального окружения. Процедура проведения представляет собой беседу с ребенком о дне рождении, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Затем ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который необходимо рассаживать гостей. Можно использовать и заготовку. Ребенку предлагается выбрать стул, за который сядет он и отметить его звездочкой или снежинкой. Далее ребенок садит кого-либо рядом с собой и т.д. Может быть, он захочет убрать лишний или добавить стульчики.

Качественно-количественный анализ результатов осуществляется исходя из следующих параметров в соответствии со средненормативными показателями:

1. Потребность в общении:

- использованы все «стульчики», добавляются новые – желает общаться в широком кругу;

- «стульчики» убираются – желает общаться лишь с близкими людьми;

- выбирает игрушки, предметы – не сформированность потребности в общении;

2. Эмоциональные предпочтения:

- люди располагаются рядом с ребенком – близкие, доверительные, приятные отношения;

3.Значимость социального окружения:

- количественное преобладание людей или предметов – наличие опыта общения с ними;

- отмечается половое преобладание в общении (мальчики, девочки);

- преобладание какой-либо группы (семья, двор), значимость соответствующей среды в общении.

К социометрическим методикам была отнесена техника «Подари открытки» Ленок А. [22].

Целью методики является выявление сплоченности группы. Претензий на лидерство и реальных возможностей их осуществления, авторитетность определенных лиц из окружения.

Процедура проведения. Ребенку прелагается выбрать, кому бы он подарил открытки: первую, вторую, … Данные фиксируются. Экспериментатором опрашивается вся группа и составляется таблица, подсчитывается количество выборов. Затем составляется социограмма. Во внутреннем круге располагаются «лидеры» - дети, получившие наибольшее количество выборов. В следующем круге находятся «предпочитаемые дети». В третьем круге – «принятые». За пределами круга оказываются «отверженные», не получившие ни одного выбора.

Суть следующей методики «Два дома» также была раскрыта А. Ленок [22].

Целью методики является установление симпатий и антипатий ребенка в плане активного межличностного взаимодействия, прямо связанных с размещением ”жильцов по домикам”. Качественно-количественный анализ результатов осуществляется путем подсчета выборов ребенка, учета их характера и места в общей картине социальной ситуации развития ребенка.

Процедура проведения. На листе бумаги рисуются два домика. Один из них красного цвета, другой – черного. Ребенку предлагается пригласить в свой красный домик тех, кого он захочет. А в черный – с кем не хочет играть и разговаривать.

Далее, с учетом полученных результатов, была разработана коррекционная программа, получившая название «Я и мир вокруг меня. Путь к взаимопониманию». Данная программа состояла из 3 разделов, содержание которых отражало основные направления коррекционной работы в рамках социального развития: расширение круга общения, обогащение содержания общения, оптимизация общения со сверстниками и взрослым окружением; формирование позитивного образа «Я» ребенка с выстраиванием адекватной системы положительных личностных оценок. Специфика программы заключалась в понятии «толерантность», которое раскрывалось через воздействие на детей массового детского сада с целью снятия негативного, напряженного, заимствованного от родителей отношения к проблемным детям, расширение знаний об их проблемах и формирование понимания и принятия особенностей других. Параллельно проводилась работа и с родителями по расширению диапазона их дефектологических знаний и изменение стереотипного отношения к нетипичности, оформившегося в современном обществе. Безусловно, что вся означенная работа проводилась с использованием главного средства оптимизации социальной адаптации – игры.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Эффект «ожиданий»
Он реализуется в «имплицитных теориях личности», т.е. обыденных представлениях, более или менее определенно существующих у каждого человека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда ...

Психофизический параллелизм Г.В. Лейбница
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге, в семье профессора философии Лейпцигского университета. Образование он получил в Лейпцигском и Йенском университетах, где занимался изучением логики, философии, юриспруденции и мат ...

Основание эмпирической психологии в творчестве Джона Локка
эмпирический психофизический параллелизм познание Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632— 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 168 ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru