Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах

Ценности в подростковом возрасте » Характеристика понятия «ценность» в различных психологических подходах

Страница 1

У понятия "ценность" в гуманитарных науках странная, во многом парадоксальная судьба. Оно не имеет своего четко определенного места. Психологи до сих пор не могут прийти к согласию относительно того, что такое ценность и нужно ли психологии вообще это понятие.

В отечественной психологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятия отношения, отражения, установки (А. Г. Здравомыслов, Д. Н. Узнадзе, В. В. Сусленко, В. А. Ядов). Причем, являясь одним из базовых личностных оснований, ценностные ориентации заключаются внутрь более широкого синтетического понятия направленности личности, которая содержит в себе доминирующие ценностные ориентации и установки, проявляющиеся в любой ситуации (Б. Е. Ананьев, Л. Э. Пробст, С.Л. Рубенштейн и др.) [10].

Ю.М. Жуков пишет, что понятие ценности применяется при характеристике отношения человека к миру, взятого не столько с интеллектуальной, сколько с аффективной стороны в широком смысле этого слова. Ценность как бы распределена между человеком и окружающими миром, она существует только в их отношении. Ценности личности являются конкретизацией ценностей общества. Под конкретизацией понимается менее абстрактная форма существования ценностных отношений [9].

А. В. Битуева предлагает определение, отражающее внеситуативность и обобщенность ценностных ориентаций. Ценностные ориентации – широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как предпочтительное отношение к отдельным предметам и явлениям, так и к их совокупности, т. е. выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей [1] .

Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова пишут, что личностными ценностями становятся те личностные смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился, т.е. произошло принятие данных смыслов как значимых для собственного Я. Таким образом, личностные ценности функционируют как определенный уровень развития смысловых образований личности [5].

В социальной психологии проблема ценностей рассматривается в контексте исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям. Ценности рассматриваются как абстрактные цели, которые нужны человеку для того, чтобы иметь некоторую «точку отсчета», для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности выступают как регуляторы социального поведения личности и группы. Понимание ценностей в социальной психологии тесно связано с проблемой установки (установка – предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и определенному поведению) [16].

С точки зрения Д.А. Леонтьева, понятие ценности относится к структуре мотивации. Ценности являются источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. По функциональному месту и роли в структуре мотивации личностные ценности достаточно очевидным образом относятся к классу устойчивых мотивационных образований или источников мотивации. Их мотивирующее действие не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности; изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности [14, 15].

Б. И. Додонов [8] определяет ценность как то, в чем можно оценить (необходимость, значимость, потребность, нравственность и т.п.) и то, что оценивают, тем самым, выделяя две позиции по отношению к ним:

•Когда не отделяют ценность от оценок, и тогда ценность выступает как шкала “внутри” (субъективна);

•Когда ценность рассматривают как объективно существующую в мире, “вовне”.

Далее, говорит Б. И. Додонов, ценности можно разделить с помощью критерия статусности на два вида: фактические и признаваемые. Признаваемые ценности – это те предметы или явления, которые “возводятся” в ценности самими людьми, обществом или всем человечеством. Такие ценности выполняют функции ориентиров при формировании человеком своего поведения. Только признанная ценность может выступать в качестве мотива поведения. Под мотивом в данном случае следует понимать “ценность, по отношению к которой деятельность направлена на утверждение этой ценности или на овладение ею.

Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь считают, что для личности «основная плоскость движения – нравственно-ценностная» [41]. Область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть язык этого взаимодействия. Они также отмечали ведущую роль ценностей для формирования личности. В. Франкл вводит представление о ценностях как “смысловых универсалиях, возникших в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории» [21].

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Характеристика детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. [23, с.73] Ребенок быстро прибавля ...

Ведущие потребности старшего дошкольника в работах В.С.Мухиной
Мухина В.С. пишет, что в дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности - «игра вызывает качественные изменения в психике ребенка», сам процесс игры «…носит знаковый (символический) характер» [3, с. 115]. Она утверждает – ...

Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства
Эстетическое восприятие – это восприятие чувства прекрасного, красоты посредством эстетического воспитания. Эстетическое восприятие включает 3 компонента :1. интеллектуальные; 2 . эмоционально – волевые моменты; 3. познавательная сторо ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru