Понятие самооценки и её виды

Материалы » Самооценка у молодежи 20 лет » Понятие самооценки и её виды

Страница 1

Самооценка-отношение к самому себе в целом и к своим отдельным качествам. Среди источников формирования самооценки- сравнение себя с другими, оценки других людей, сопоставления различных вариантов Я-образа, а также субъективная значимость различных аспектов Я-образа. Самооценка - оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. [6;169-170]

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. [6;168]

Самооценка и оценка со стороны других неразрывно связанны между собой. Самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам:

Внешности, способностям, успехам в учебе или работе – еще с детства учимся оценивать себя. Наша самооценка складывается из соотношения полученного результата ( уровня успеха ) с тем, что мы хотели достичь ( то есть с нашими притязаниями ). Самооценка может быть реалистичной и не очень, стойкой и колеблющейся , положительной и отрицательной, высокой и низкой. [6;174]

В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым будут воздействовать на разные события.

Самооценка может быть:

· Заниженной

· Завышенной

· Адекватной (нормальной).

Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по – разному.

При завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих. Такой человек не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым, склонен себя переоценивать.

Как правило, люди с завышенной самооценкой стремится всегда быть первыми. Это часто приводит к тому, что у человека не слишком хорошие отношения с окружающими. Человек с завышенной самооценкой переоценивает себя и свои возможности, ему кажется ,что окружающие люди его недооценивают, и он начинает высказывать им необоснованные претензии, которые не поддерживаются окружающими. От таких людей часто можно слышать, что их не понимают. [6;189-193]

При заниженной самооценки ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Низкая самооценка. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы. [5;69]

Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности и возможности, он трезво осознает свои недостатки и достоинства. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. При проявлении здоровой самооценки люди обычно расслаблены, спокойны и целеустремленны.

Главные функции самооценки – регуляторная, на основании которой происходит решение задач любого выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности, корректируя при этом сигналы внешнего мира. Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. [5;70-71]

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Социально-психологические исследования восприятия нового
Нововведения с точки зрения социальной психологии изучает довольно большая группа авторов: Г.М. Андреева, В.И. Антонюк, В.И. Белоусов, В.В. Бессоненко, В.Ф. Галыгин, Ф. Генов, Н.А. Ильина, Г.И. Максимов, Г. Моченов, И. Перлаки, Л.И. Подле ...

Особенности развития когнитивной сферы детей, воспитывающихся вне семьи
Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитого мышления (наглядно-образног ...

Азбука языка тела
Кинесика как наука родилась во второй половине XX века, поэтому ученых, занимающихся этими проблемами, не слишком много. Общение людей не может быть уподоблено передаче информации по телеграфу, где коммуникатор и реципиент обмениваются в ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru