Становление механизма смыслового восприятия речи
Изучив данные экспериментов можно сделать вывод, что дети младшей из привлекаемых возрастных групп в ходе выполнения заданий показали следующие результаты.
При пересказе воспринятых на слух рассказов дети не смогли воспроизвести данные им речевые произведения в виде целостных текстов. В выполнении заданий на выявление ядерного смысла и ключевых слов текста – дети воспроизводят первое пришедшее на память предложение или случайный набор слов из первых фраз данного речевого произведения. Опыт на реконструкцию искаженных дискурсов – речевые произведения детей меньше по объёму, менее связные между собой предложения. Попытки 6-7 летних детей понять текст с пропуском информативно-смыслового звена оказались безуспешными. В задании на понимание этического подтекста, а так же, на понимание и воспроизведение в пересказе иронии младшеклассники продемонстрировали неумение выделить скрытый смысл.
В пересказе данного для прослушивания текста испытуемые дети среднего школьного возраста продемонстрировали хорошую способность к запоминанию и воспроизведению полученной информации. В опытах на сворачивание данной информации к ядерному замыслу и ключевым словам , подростки в целом справились с заданием. Результаты выполнения заданий на воспроизведение искажённого текста: подростки передавали содержание рассказа, так как услышали. Воспроизводя текст лишённый концовки, они даже не пытались восполнит недостающую часть. В пересказе текста лишенного начала можно обнаружить попытки реконструировать недостающую часть. В тексте лишенного начала и концовки, дети восстанавливали начало, оставляя финал открытым.
Опыт на смысловое восприятие текстов, показал, что младшие подростки еще не могут в рамках спонтанного общения восполнить отсутствующее в тексте звено. Эксперимент на понимание неявно выраженной информации показал, что школьники способны понять этический подтекст произведения, но передать его в виде сжатой формулы не могут,так же они еще не обладают умением воспроизводить интонационные тонкости авторской иронии.
Тексты, созданные старшеклассниками, не просто воспроизводят данный им рассказ, а представляют воспринятую и усвоенную информацию. В опытах на сворачивание текста к ядерной формуле присутствует большая по сравнению с речью младших подростков степень обобщенности формулировок. Пересказывая искаженный текст, без предварительного обдумывания в большинстве случаев старшеклассники бессознательно перекодировали информацию и создавали на её основе связный, целостный рассказ. В экспериментах на воспроизведение усечённых текстов старшие подростки стремились восстановить не только начальную, но и финальную часть речевого произведения. Практически все испытуемые этого возраста оказались способными к пониманию текстов с информативно-смысловой лакуной: первая реакция – смех, далее старшеклассники давали описание изображенных в тексте событий, восстанавливая недостающий фрагмент. Заметное отличие прослеживалось и в задании на понимание неявно выраженного смысла, передавая основное содержание, школьники четко и сжато формулировали подтекстовый смысл речевого произведения. В пересказе текста содержащего иронию старшеклассники стремились использовать фразы, построенные на основе иронии.
Еще по теме:
Понятие и виды совместимости
Понимание и взаимопонимание супругами друг друга и отношений друг к другу - важный фактор устойчивости супружеских отношений. Показателями взаимопонимания супругов выступают: адекватность понимания (совпадение оценок и самооценок), иденти ...
Теоретическая модель умственного развития
А. и Н. Кауфманов
Наиболее значимым выражением данного подхода является теоретическая модель умственного развития, которая была разработана Аркадием и Николаем Кауфманами [4]. Согласно авторам, существуют 2 базисных типа переработки информации: сукцессивны ...
Психофизический параллелизм Г.В. Лейбница
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге, в семье профессора философии Лейпцигского университета. Образование он получил в Лейпцигском и Йенском университетах, где занимался изучением логики, философии, юриспруденции и мат ...



