Диагностика восприятия, памяти и мышления

Материалы » Профилактика школьной дезадаптации в психодиагностике готовности к школе » Диагностика восприятия, памяти и мышления

Страница 2

При диагностике познавательного развития детей 6—7 лет одним из наиболее адекватных является тест «Самое непохожее», разработанный Л.А. Венгером. Этот тест носит комплексный характер и позволяет изучить не только мышление, но и восприятие детей. Для диагностики словесно-логического мышления детей можно использовать и тест «Последовательные картинки».

Для исследования волевой готовности

используется тест «Корректурная проба». Этот тест дает возможность исследовать не только уровень произвольной регуляции поведения, но и определить, насколько ребенок легко устает, то есть легко ли он истощаем, астеничен.

Для исследования зрительно-моторной координацииприменяется тест «Бендер».

Диагностика творческих способностей

. Наиболее часто для изучения творческого мышления ребенка используется методика, созданная Е.Торренсом. Она состоит из 5 разделов:

1. Усовершенствование предметов. Требуется изменить данную игрушку так, чтобы с ней было еще интереснее играть.

2. Использование предметов в другом качестве. Ребенку предлагается перечислить как можно больше вариантов использования игрушки.

3. Необычное использование знакомых предметов. Ребенку предлагается перечислить как можно больше способов их использования (например, консервных банок).

4. Геометрические фигуры. Требуется назвать как можно больше предметов, в состав которых входят заданные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).

5. «Спроси-угадай». Ребенку предъявляется картинка и предлагается: задать как можно больше вопросов о том, чего не видно на картинке; перечислить как можно больше событий, к которым может привести изображенная на картинке ситуация; перечислить как можно больше причин возникновения ситуации, изображенной на картинке.

Развитие творческих способностей ребенка.

Эти способности могут проявляться только в деятельности. Для детей это в первую очередь игра и продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование).

Исследователи детского творчества делают вывод о том, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять творческие способности. Они предполагают, что их развитие у детей зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения в детском саду или школе. Задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств творческого мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие большую самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.

Методики для изучения различных свойств внимания:

· Методика «Переплетенные линии» позволяет оценить устойчивость внимания.

· Методика «Кольца» оценивает устойчивость, распределение и переключение внимания.

· Методика «Цифровая таблица» определяет объём внимания, скорость его распределения и переключения.

Методики для изучения различных видов мышления:

· Методика «Соедини фигуры» оценивает наглядно-действенное мышление.

· Методика «Лишний предмет» оценивает образно-логическое мышление – умственные операции анализа и обобщения.

· Методика «Нелепицы» оценивает образно-логическое мышление.

· Методика для оценки словесно-логического мышления.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Организация и методическое обеспечение
Целью и ориентиром исследования являлось проверка гипотезы, лежащей в основе всей работы, о широких возможностях использования игры как средства оптимизации процесса социальной адаптации детей с ЗПР дошкольного возраста. Именно это опреде ...

Как выявить стресс
Прежде всего, нужно обращать внимание на его ранние сигналы – ведь чем раньше Вы их обнаружите, тем легче будет справиться с причинами и последствиями назревающего в организме сбоя. Без сомнения, стараясь разобраться в себе, Вы сможете ка ...

Особенности мыслительного процесса, формы и виды мышления. Становление мыслительной деятельности в период дошкольного детства
Мышление – это социальный процесс, связанный с речью и состоящий в опосредованном и обобщенном отражении предметов. Основными функциямимышления являются: понимание – раскрытие существующей в предметах и явлениях действительности; целеоб ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru