Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Материалы » Профилактика школьной дезадаптации в психодиагностике готовности к школе » Интеллектуальная готовность к школьному обучению

Страница 1

Когда речь идет о психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную, эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка. Конкретное содержание каждого из этих компонентов не является стабильным, оно изменяется, обогащается. Современное развитие общества диктует изменение содержания и методов школьного обучения. И от детей, поступающих в школу сегодня, для успешного их обучения, соответственно, требуются несколько иные качества, чем даже 3—5 лет назад. Наиболее отчетливо эти изменения в требованиях появляются в отношении умственной подготовленности будущего школьника.[5,9]

Однако формирование у детей определенных, пусть даже весьма значимых для школьного обучения, знаний, умений и навыков, в которых так заинтересованы современные родители и даже некоторые педагоги, еще не гарантирует успешности обучения в будущем. Конечно, определенный кругозор, многие конкретные знания и умения необходимы дошкольнику как фундамент, как основа того нового, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Но этого еще недостаточно, чтобы ребенок овладел программой современной школы.

Практика показывает, что нет прямого соответствия между запасом «круга представлений» и тем общим уровнем умственного развития, который обеспечивает успешность учебы в школе. Стремление же родителей повысить уровень умственного развития своего ребенка за счет «натаскивания» их всевозможными знаниями зачастую ведет к совершенно обратному результату. У такого «энциклопедически» развитого ребенка чаще всего отсутствует сформированность элементарных понятий, снижена знаковая функция мышления, недостаточно развито воображение. Следовательно, преждевременные знания могут не только помогать, но, чаще всего, мешать психическому развитию детей. Другими словами, чрезмерное внимание к формальному интеллекту в раннем и дошкольном возрасте препятствует развитию воображения, которое, как установлено исследователями, является генетически исходным по отношению к мышлению и тем самым служит наиболее важным показателем уровня личностного созревания.

Интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе — значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы (умозаключения), действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно. Обладание этими умениями и обеспечивает ребенку высокий уровень обучаемости.[5,10]

Способен ли к этому дошкольник? Да, способен. Нужно только, чтобы обучение уже в дошкольный период было не только информативным, но и развивающим. И очень важно, чтобы и педагоги, и родители ориентировались на «зону ближайшего развития» ребенка, т.е. на то, что ребенок сначала может сделать лишь с помощью взрослого, затем — самостоятельно.[5,11]

Интеллектуально-познавательную сферу ребенка составляют психические познавательные процессы. Основные из них — внимание, память, мышление, воображение. Внимание выступает условием успешного протекания внешней и внутренней деятельности ребенка, умственной и практической. Основным средством организации и поддержания внимания у дошкольника является дидактическая игра. В процессе игры у детей 4—6 лет развиваются процессы произвольности, в частности, произвольная память. Ведущим видом ее в этом возрасте является образная. Формируемые связи между настоящим, прошлым и будущим посредством роста объема памяти и мнемических приемов выступают критерием становления личности дошкольника. В этот период память принимает активное участие в развитии всех психических процессов ребенка.[3,122]

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Проблема становления межличностных отношений в детском коллективе. Особенности социометрической структуры группы детского сада
Социальные контакты между детьми уже возможны уже на 1ом году жизни. Этой проблемой занималась Царегородцева. Основными контактами являются познав-е и эмоц-е. Познав-е контакты – дети стараются рассмотреть лицо, руки, пощупать одежду. Ча ...

Влияние взрослого на «Я-концепцию» ребенка дошкольного возраста в работах Г.С. Абрамовой
Дошкольным по Абрамовой Г.С. является возраст 5-7 лет, она называет этот период серединой детства, и разделяет на младший дошкольный и старший дошкольный. Она отмечает, что для этого возраста характерна повышенная чувствительность ребенка ...

Правовые основы регулирования миграционных отношений в Российской Федерации
Российская Федерация в настоящее время является открытым государством, в том числе, для граждан других государств, которые могут свободно въезжать на ее территорию и свободно покидать ее. А это означает, что объективно возникают различног ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru