Представление о нормальном развитии личности в детском возрасте

Материалы » Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте » Представление о нормальном развитии личности в детском возрасте

Страница 1

Большинство авторов обращает внимание на то, что условия психического развития по-разному влияют на становление детской психики. Так, например, В.С. Мухина подчёркивает, что биологические предпосылки – строение организма, его функции, его созревание – необходимы для психического развития, но они не определяют того, какие именно психические качества появятся у ребенка. Последнее зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых он усваивает общественный опыт, то есть от социального окружения. [28]

Случаи с детьми, воспитанными животными и содержащимися в изоляции, убедительно свидетельствуют о том, что физическое и психическое развитие человека протекает неодинаково. Эти редкие факты дают исходную позицию для понимания скачка от животного к человеку. Хотя мозг человека анатомически несравненно выше развит и сложнее функционирует, чем мозг любого, из животных, но в нем только таится возможность человеческого мышления и сознания.

Атмосфера отношений, влияний и взаимодействия в процессе общения, как указывает Б.Д. Парыгин, является мощным фактором формирования личности и групповых отношений. А в условиях изоляции у него нет возможности интериоризировать общественные отношения и превратить их в высшие психические функции. [19]

Л.И. Анциферова выражает точку зрения большинства авторов, исследующих проблему формирования и развития личности, говоря о том, что развитие личности – это, прежде всего, её социальное развитие, которое ведёт за собой развитие психическое. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность. [5]

Важность общественных условий формирования личности практически невозможно преувеличить. Как отечественные (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов и др.), так и зарубежные авторы (Р. Шпиц, Э. Эриксон, К. Хорни, Г. Крейг и др.) подчёркивают их огромную значимость.

Б.Г. Ананьев указывает на то, что с момента рождения личность человека формируется в определенной общественной среде. Особенности этого процесса зависят от статуса или положения родителей в этой среде, их экономических, политических и правовых позиций, рода занятий, образования и т.д. Если имеет место резкое нарушение, особенно снижение уровня материальной и культурной жизни семьи, то оно непосредственно сказывается на условиях формирования личности. [3]

Развитие личности рассматривается как формирование важного субъективного опыта, участвующего в образовании личностных конфликтов и играющего большую роль в жизни взрослого человека [34]

Смежным с понятием «развитие личности» является понятие «социализации», которое представляет собой процесс и результат включения ребёнка в общество, где он осваивает и активно воспроизводит в своей деятельности знания и умения, накопленные обществом.

О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев отмечают, что процесс социализации повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития. [19]

Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского социализация и развитие личности происходят в процессе интериоризации культурно-исторического опыта как важнейшего источника развития. [14] Отсутствие заботы или девиантная забота значимого взрослого снижают способность ребенка к интериоризации, то есть тормозят развитие его личности. Автор указывает на то, что отличительная черта психического развития заключается в том, что в конце его у человека должно реально сформироваться то, что с самого начала существует уже в виде некоторой идеальной формы в окружающей человека среде, в первую очередь социальной, – и к воплощению чего направлено все развитие человека. Так происходит при овладении речью, мышлением, логическими формами памяти, различными способами саморегуляции и т.д. Не составляет исключения из этого общего правила и нравственное формирование. Л.И. Божович подчёркивает, что оно предполагает усвоение общественных норм и нравственных принципов, представленных не только в виде голых, словесно предъявляемых требований, но и в бытующих в данной среде традициях, в поведении окружающих людей, в их качествах личности, в персонажах художественных произведений и т.д. [8]

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Стрессоры в семье
Современный человек постоянно испытывает повышенную психическую нагрузку, воздействие внешних факторов среды. Ему приходится слишком много видеть, слышать, ощущать, оценивать, принимать решения, бегать, уставать и так далее. Оказалось, ч ...

Вывод
Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности. Пожалуй, самый известный из его примеров – пример «развития» статуи, которой ...

Личностные особенности подросткового возраста, имеющие значение в формирование делинквентного поведения
По мнению L. Michaux (1964), до 70 % делинквентных подростков обнаруживает изначальные нарушения характера. А. А. Вдовиченко (1976) среди делинквентных подростков в 66 % установил различные типы акцентуаций характера. Н. И. Озерецкий (193 ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pskeys.ru